Христианский сайт ВЕРИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Четверг, 06.08.2020, 19:19
Вы вошли как Гость | Группа: "Гости" | RSS
"У здешних же были более благородные взгляды, чем у тех, что в Фессалониках, поскольку они приняли слово с необычайным рвением, основательно исследуя Писания каждый день, так ли это на самом деле. И стали верующими многие из них..." (Деян.17:11,12)
Главная Каталог статей Мой профиль Выход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Во что мы верим [18]Иные языки [12]Израиль и пророчества [14]
Суббота [10]О Боге [47]Ангелы [24]
Что есть человек [19]О сатане и диаволе [18]Возвращение Иисуса [31]
Есть ли вечные мучения [25]Наши проповеди [78]Разное [96]
Поиск
Главная » Статьи » Исследования Библии » Разное

Толкование притч Господа Иисуса Христа (часть 2)
ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА (часть 2)
 

Дух закона

В Ветхом Завете можно найти несколько мест для основания притчи о блудном сыне. Стоит обратить особое внимание на то, что несколько из них рассказывают о покаянии блудного сына, как об образе совершения духа по закону Моисееву, о котором повествуют так много притч. Так, например, старшему сыну было сказано: “Слушай, сын мой, и будь мудр... Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. Слушайся отца твоего... Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем” (Пр 23,19-26). Связь этой притчи с притчей о блудном сыне очевидна. Бог радуется его возвращению, торжествует о том, что ему хватило мудрости начать слушать своего отца. А отсюда понятно, что Бог испытывает радость не из-за того, что мы наконец-то осознали, что находимся в противоборстве с Ним, а потому и думаем о том, что что-то необходимо делать с этим. Ибо настоящее покаяние, является истинным пониманием мудрости Божией, а следовательно, обладанием ей и последующей жизнью по ней.

Нам самим предоставляется возможность додумать, чем закончится решение блудного сына слушаться своего отца после его возвращения к нему, как и о том, что будет с блудным Израилем в последние дни. “Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение” (Пр 29,3), - весьма вероятно, что именно об этой притче думал Господь, когда рассказывал свою притчу о блудном сыне. Очевидно, Он в этой притче видел согрешившего, но кающегося человека. Покаяние и мудрость неотделимы, тем самым являя то, что покаяние является не столько неожиданным угрызением совести, сколько результатом настоящего познания Бога. Блудный сын хотел вернуться домой к отцу, потому что его наемники избыточествовали хлебом. То же самое греческое слово, только переведенное как “оставшиеся”, встречается и в Ин 6,12,13, где говорится об остатках, об избытке кусков хлеба после насыщения пяти тысяч. В этой воплотившейся в насыщении людей хлебом притче, хлеб является образом духовной пищи, духовных слов Христа, которых и должен страстно алкать кающийся грешник, которых не может заменить простое успокоение совести. “Хранящий закон - сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего” (Пр 28,7). Из этой притчи видно, что истинное покаяние и знание мудрости Божией равносильно соблюдению закона. “Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство” (Пр 17,2). Похоже, что и эта притча связана с притчей о блудном сыне, подразумевая, что мудрый сын, готовый смириться до уровня раба и наемника, на самом деле выше того, который все время действовал в строгом соответствии с буквой закона. Так же и сына, желавшего “наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи”, можно уподобить Лазарю, который желал “напитаться крошками, падающими со стола богача” (Лк 16,21). В Лазаре же можно легко разглядеть совершенно оправданного полного раскаяния грешника. Нам почти невозможно выразить словами то, как Бог вменяет нам праведность Своего Сына, ибо наше окончательное спасение, в конце концов, зависит исключительно от веры.

2-3 Раскаяние блудного сына: крещение?

В этой притче рассказывается об основах покаяния, ибо мы каемся много раз и при различных обстоятельствах. Именно по этой причине существует несколько возможных истолкований этой притчи. Есть несколько причин видеть в блудном сыне, оставившего языческих свиней, образ крещения, отделяющего верующего от языческого мира, как и исход Израиля из Египта является образом нашего покаяния и исходом из мира сего через крещение (1Кор 10,1). И в этом случае вся наша жизнь после крещения становится образом возвращения блудного сына домой, образом неуверенного, спотыкающегося человека, со смирением бредущего к дому, которого переполняют чувства то сожаления и горького раскаяния, то вдруг необычайно ярко вспыхивающей ослепительной надежды быть принятым в доме Божием. Каждый шаг, преодолевая голод и жажду, дается с трудом, но мы идем к сжалившемуся над нами Отцом, Который спешит нам навстречу, радуясь о нас, как о потерянной овце. В Библии много раз говорится и об обращении Бога к Своему народу, и о нашем обращении к Богу. Вся наша жизнь посвящена поиску Бога, как и Бог все время ищет нашего настоящего духовного развития. “Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам” (Иак 4,8) - намек на притчу о блудном сыне. Эта мысль должна вдохновлять нас каждый день в нашей обыденно проходящей жизни, когда мы стараемся преодолеть наш врожденный страх и природное неверие Богу. Первое, что было сказано блудным сыном своему отцом, было, “отче! я согрешил” (Лк 15,21). Разве не то же самое скажем в первую очередь и мы в судный день? Подумайте об этом! Какими окажутся наши первые мысли и слова, когда мы увидим славу Отчую в лице Иисуса Христа? Преизобилующая любовь отца, почти выплескивается из него, ярко свидетельствуя о том, что его сынишка будет прощен и принят в отчий дом. Торопливость отца и его стремительность подчеркивается многократным повторением союза “и”: “И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его”. Тщательно приготовленная мольбы сына о милости не была нужна для сына, она была нужна отцу, и в этом виден намек на Ис 65,24: “И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу”. В первую очередь эти слова говорят об отношениях между Богом и людьми в тысячелетнее Царство Христа. Однако, наши переживания и чувства ежедневного прощения уже сейчас дают нам возможность предвкушать восстановление близости с Богом, ожидающее нас в Царстве.

Радостное возвращение домой и веселье за трапезой после покаяния блудного сына можно сравнить с брачным пиром, который начнется в тысячелетнее Царство Христа. Откормленный теленок, поэтому сравним с “откормленными”, которые были заколоты на брачный пир в Царстве в Мф 22,4. Те же Иудеи, отказавшиеся принять приглашение и прийти на пир, сравнимы со старшим братом. “Станем есть и веселиться!” (Лк 15,23) - намек Господа на Его же описание брачного пира: “Возрадуемся и возвеселимся... ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя” (Откр 19,7). Слова, “войди в радость господина твоего” (Мф 25,21), равносильны притче о десяти девах. А потому существует веская причина полагать, что Господь сознательно составлял Свои притчи так, чтобы они были связаны друг с другом, тем самым образуя одну, цельную картину.

Дополнительные доказательства

Здесь представлены еще несколько дополнительных доказательств, намеков и ссылок на покаяние блудного сына.


Живя в далекой стране со свиньями этот сын “расточил имение свое, живя распутно” (Лк 15,13). То же самое греческое слово встречается в 1Пет 4,4, где говорится о “распутстве” язычников (а также о заблуждениях в экклесии в последние дни?)


В ответ на упрек фарисеев в том, что Господь ест с грешниками, Он рассказал им три притчи (Лк 15,2), тем самым дав понять, что Его трапеза с ними была в духе радости находки потерянной овцы, драхмы и возвращения блудного сына. Таким образом покаяние блудного сына связано с теми, кто откликнулся на благовестие Христа.


Блудный сын “прожил все” (Лк 15,14) так же, как и “истощила все” больная женщина прежде чем ей прийти и прикоснуться праведной одежде Христа. То же самое происходит с нами при крещении(1).


Умирание от голода блудного сына предполагает связь с Ин 6,35: “Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне (ср. с блудным сыном) не будет алкать... и приходящего ко Мне не изгоню вон” (ср. с принятием блудного сына). Наш приход к Христу в большей степени начинается после крещения.


Блудный сын “пристал к одному из жителей страны той” - персонификация Библейского диавола, к которому принадлежим мы до своего обращения. Он освободился от него только тогда, когда решил вернуться к отцу. Он “был мертв и ожил” - также намек на крещение (ср. с Рим 6,3-5; Кол 2,13). Он “встал и пошел” (Лк 15,20) от свиней - намек на обновленную жизнь и воскресение.

В том, что рассказано о возвращении домой блудного сына, можно предположить описание причащения раскаявшихся грешников к вознаграждению Христову. Переодевание его в лучшую одежду напоминает Зах 3,4, где описано то, что было сделано Христу при прославлении Его. Переодевание блудного сына, “перстень на руку его и обувь на ноги”, напоминают об Иосифе (Иисусе) в день его прославления (Быт 41,42). Мы уже говорили, что эта притча во многом напоминают историю Иосифа, где братья Иосифа являются прообразом Израиля и всех грешников. Но тут происходит неожиданный поворот в истории - грешники (братья) неожиданно становятся причастниками благ святого (Иосифа). А это - основа из основ благовестия оправдания во Христе, через вменение нам Его праведности, дабы и мы смогли стать причастниками наследия Его. Все это хорошо видно в брачной вечери Агнца, а также каждый раз при нашем покаянии, когда мы наяву вновь и вновь воплощаем в жизнь притчу о возвращении блудного сына.

Воплощение притчи

Совершенно очевидно, что без крещения все мы живем жизнью блудного сына до тех пор, пока не осознаем природу и размер своих грехов и не осмелимся поверить в любовь Божию, дабы поспешить восстать и пойти к Нему навстречу. Типичным и широко распространенным образом совершения греха является образ блуда, образ блудницы (ср. с Иак 1,13-15). Все наши грехи являются нашей неверностью нашему мужу, Христу. Эта неверность - не просто мимолетное нарушение верности, ибо Святой Дух употребляет еще более сильные образы для распутства. В Послание Иакова можно найти несколько ссылок на притчу о блудном сыне, которые говорят о том, что то, что было пережито им, может ежедневно (и не один раз!) происходить в жизни верующего после крещения. Блудный сын “прожил все”. То же самое греческое слово встречается в Иак 4,3, где говорится о просящем верующем, который просит “не на добро (как и блудный сын), а чтобы употребить (= прожить - то же самое гр. слово) для ваших вожделений”. И дальше: “Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?” (Иак 4,4). Как все это напоминает притчу о блудном сыне! Однако из дальнейшего содержания Послания видно, что блудный сын оказывается более близок к отцу, нежели его старший брат в экклесии: “До ревности любит дух, живущий в нас (ср. со старшим братом)... Бог... смиренным дает благодать (прощение?)... Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам (ср. со встречей блудного сына со своим отцом)... смех ваш (распутная жизнь блудного сына) да обратится в плач... кто злословит брата или судит брата своего... то ты не исполнитель закона (как старший брат в притче), но судья” (Иак 4,5-11).

После нашего осознания ужаса греха и покаяния в нем, в нас должно возникать то же самое чувство полнейшей совершенности, какое возникает при чтении притчи о блудном сыне, ибо раскаяние блудного сына является нашим раскаянием. Пришествие в себя, восстание и направление своих шагов от свиней к дому отца, должно быть главным в нашем ежедневном покаянии. Связь с Пр 29,21, в переводе 70-ти, говорит о том, что “в последствии” все же существует возможность возвращения назад: “Иже ласкосерд будет от детства, поработится, на последок же болезновати будет о сем”. И все же, все же... блудный сын, после своей “болезни”, вернулся к отцу.

Приход в себя блудного сына, его покаяние (Лк 15,17), говорит о том, что его жизнь во грехе была безумием, была полусознательной духовной жизнью. А это полуживое, полумертвое духовное состояние всегда возникает в тот момент, когда мы грешим. Конечно, это не означает, что Бог смотрит на наши грехи и сопереживает им точно так же, как то делаем мы. Господь всегда бодрствовал на страже против греха. А понимание этого может помочь нам понять, то насколько серьезна и необходима наша борьба против греха.


Примечание

(1) Other similarities between the prodigal and that widow are to be found in 'Studies In The Gospels' by H.A.W.

2-4 Заклание откормленного теленка

Откормленный теленок Христа образно закалывается Богом каждый раз при нашем покаянии, когда Он снова вспоминает смерть Сына Своего и дарует нам прощение. Когда мы грешим дух Христа страдает за нас точно так же, как Он страдал на кресте и в Гефсимании (Рим 8,26). Именно такими видятся страдания души Христовой Богу, когда Он вновь подставляет Свои плечи под наши грехи (Ис 53,11). Вновь и вновь распинать в себе Христа означает, снова и снова распинать Его насмерть на кресте, тем что верующий не “воскрес” к обновленной жизни без грехов, не понимая полностью того, как Бог, победил грех крестной смертью Господа. Именно такой человек заставляет Христа страдать в душе, со слезами воздыхать так, как будто для Него не было никакой победы на кресте.

Блудный сын признает, что он согрешил “пред тобою” (Лк 15,21), точно так же, как признавал своей грех с Вирсавией Давид (Пс 50,6). Точно так же, как Давид совершенно ясно понимал, что он заслуживает смерти, так же и блудный сын хотел стать в доме отца своего всего лишь наемником. На самом деле Бог не лишил Давида жизни, а блудному сыну отец не дал возможности попросить его причислить его к наемникам (ср. Лк 15,21 со ст 19), а тут же на ноги была одета обувь, дабы между ним и наемниками было явственно видимое отличие (Лк 15,22). Бог принял обратно Свою раскаявшеюся жену, называя ее опять девой так же, как и отец в притче подчеркивает, что “этот сын мой был мертв” (Лк 15,24). Блудный сын был мертв и ожил (Лк 15,32) - точно так же, как при крещении человек воскрешается к обновленной жизни со Христом, постоянно умирая для греха и оживая для праведности Божией (Рим 6,13). Наше покаяние и последующее принятие нас Богом в крещении, должно быть похоже на раскаяние в своих грехах пред Богом в грехах, совершаемых нами в повседневной жизни, что является образом признания их на грядущем суде.

Впрочем, в повседневной рутинной жизни в борьбе с грехами и падениями, иногда очень трудно представить себе, что Бог действительно желает нашего возвращения и готов заклать откормленного теленка. Из двух предыдущих притч о потерянной овце и драхме видно, что Бог по-настоящему ищет нас, тогда как в притче о блудном сыне Он, как видно, не предпринимает ничего особенного. И все же ясная общность с предыдущими притчами являет то, что Всемогущий Бог, подобно настойчивой женщине, которая в поисках утерянной драхмы переворачивает весь дом, так же ищет нашего покаяния. В то время, когда мы тратим дни и часы в полубессознательном духовном состоянии до того момента, когда “придем в себя”, Отец настойчиво и неустанно ищет нас. И это, конечно же, должно подбадривать и укреплять нас, дабы нам не впадать в безумие духовного безразличия и греха, ибо наше безразличие вполне сравнимо с расточением имения в распутной жизни. Мы уже говорили, что притча о блудном сыне основана на Пр 29,3 (“Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение”), так что мудрость здесь приравнивается имению отца, что полностью соответствует часто встречающейся Библейской мысли о том, что духовные богатства Божии можно найти в Его мудром слове. Таким образом безразличие к Его духовным богатствам, явленным нам в слове Христовом, можно также приравнять расточению Его имения с блудницами.

Эта притча несет в себе настолько сильный эмоциональный заряд, что очень трудно представить себе, что она говорит о нашем ежедневном покаянии. И все же именно такова серьезность греха, что нам необходимо относиться к нему точно так, как о том было рассказано Господом. А для того, чтобы нам было легче понять это, притча о блудном сыне ссылается на ветхозаветную книгу Иова. Признание блудного сына, что он “согрешил против неба и пред тобою”, а также его оживление от духовной смерти (Лк 15,21,32) очень сильно напоминает Иов 33,24-30: “Тогда тело его (прощенного грешника) сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей (ср. с блудным сыном). Будет молиться Богу, и Он - милостив к нему; с радостью взирает на лице его... Он будет... говорить (как блудный сын): грешил я... и не воздано мне; Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет. Вот, все это делает Бог два-три раза (по другим переводам: “часто”) с человеком”. Нам часто приходится вновь и вновь переживать то, что было пережито блудным сыном. Вновь и вновь ради нас закалывается откормленный теленок и каждый раз мы все больше и лучше понимаем безграничность любви Отчей.

Ну, а веселье за трапезой, на которой подан закланный теленок, естественно, говорит о нашем общении с Богом после примирения с Ним благодаря нашему покаянию. Мы уже отметили, что одним из оснований для этой притчи была 2-я глава книги Осии, где о веселье по поводу возвращения блудного сына, говорится как о радости обручения, что, очевидно, является одним и тем же. Ведь именно такую радость и веселье каждый раз вызывает в нас наше покаяние, которое сравнимо лишь с радостью обручения... Точно так же, как и наши отношения с Христом в Царстве уподобляются вечно длящемуся брачному пиру.

2-5 Старший брат

Точно так же, как Иудеи не захотели понять дух, в котором Христос ел с покаявшимися грешниками, услышавшими Его благовестие (Лк 15,2), так и старший брат не захотел принять участие в веселье. Таким образом он выставлен в притче в образе жестоковыйного Израиля. Все те, кто в новом Израиле похожи на него, ставят себя на одну и ту же доску с законниками фарисеями, которые не смогли распознать духа Христова, когда Он пребывал среди них. Теленок, пение и лики (танцы) напоминают возвращение Моисея с горы в лагерь (Исх 32,17-19), так что из реакции старшего брата можно сделать вывод, что он, придя с поля, услышав пение и лики, вообразил себя на месте Моисея. Он горячо начал протестовать против того, что он считал признаком отступления, хотя на самом деле он протестовал против духа Христова, явленного в обретении потерянной души. В конечном счете, этот урок так никогда и не был усвоен. Разделение за разделением происходят каждый раз, как только происходит принятие за трапезой Господней раскаявшегося того, или иного брата. Уж очень часто немилость и горечь старшего брата прорывается наружу и бушует в негодовании на наших вечерях воспоминания...

Приход старшего брата с поля должно связать с притчей о пришедшем с поля рабе из Лк 17,7-10, который прежде всего должен был приготовить ужин для своего господина, и даже после исполнения всего, что ему было приказано сделать, думать о себе, как о рабе ничего не стоящим. В притче о блудном сыне все происходит с точностью наоборот. Бог, имеющий все права и основания приказать старшему брату приготовить ужин, Сам готовит его. Бог, не приказывает старшему брату приготовить ужин, а приглашает его принять участие в веселье сразу же, как только он пришел с поля. И все же, несмотря на безграничную любовь Божию, старший сын не хочет думать и жить в духе любви Отчей.

Тому, как возможно изменить поведение старшего брата, посвящена притча о неправедном управителе, записанная сразу же в Лк 16. Управитель был обвинен в том, что “расточает имение” своего господина (Лк 16,1) точно так же, как блудный сын расточил имение своего отца (Лк 15,13). Управитель списал (простил) многим долги (грехи), а потому и избежал неминуемого сурового наказания. Суть этой притчи состоит в том, что сознавая себя блудным сыном, понимая, что несмотря на все свои грехи он все же был прощен, а значит и спасен, он больше не осмелится свысока тыкать пальцем в других в доме Отчем. Можно предположить, что старший сын отдалился от общения с Отцом только потому, что не смог чувствовать то же самое и точно так же, как то чувствовал блудный сын. И здесь мы снова видим дело Божие, совершаемое Им даже через наши грехи, ибо благодаря пережитым грехам и прощению блудного сына, он понял, что без долготерпения и любви к другим людям, мы не можем быть полностью прощены Богом. И это-то как раз и было самым трудным для старшего брата.

Наш старший брат...

Размышления о старшем брате приводят нас к главному. Для Христа было очень трудно терпеливо общаться с грешниками хотя бы потому, что Он Сам никогда не грешил, а потому никогда и не испытывал во всей полноте прощения Божия. Очень может быть и так, что говоря в притче о старшем брате, Он тем самым этой притчей предупреждал Самого Себя. Ведь Он был первенцем, а значит Ему принадлежали и все права первородного сына. К тому же только Он мог с чистой совестью сказать Своему Отцу, что “вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего” (Лк 15.29). Ответ отца, “сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое” (Лк 15,31), так же может быть намеком на то, что всё было предано Богом Сыну. То, что старший сын всегда был с отцом в его доме, эхом отзывается в Ин 8,35, где говорится о том, что “раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно”. Похоже, что наш Господь заодно этой притчей наставлял и Самого Себя, чтобы Ему не походить на старшего сына. Что же касается нас, то здесь Господь дает нам пример, которому не стоит следовать, ибо совсем не гоже обвинять и упрекать других в том, в чем мы должны прежде всего обвинять самих себя. Ну, а если наш совершенный Господь и Наставник думал, что и Он способен совершить грехопадение, то что говорить о нас и о нашем отношении к братьям, когда все мы призваны прежде всего наблюдать “каждый за собою, чтобы не быть искушенным”.

Обобщение: Доля нереального в 15-й главе Евангелия от Луки

Все три притчи о потерях, завершающиеся притчей о потерянном сыне, говорят о тех основных законах, которым посвящены все эти наши изучения. Все они построены на существовании в них чего-то нереального, тогда как притча о блудном сыне к тому же еще и требует того, чтобы мы сами додумали то, как она может закончиться. Ну, а для того, чтобы как можно лучше и полнее понять смысл сказанного в притчах Господом, нам необходимо постараться взглянуть на них глазами самых первых слушателей, глазами Палестинских крестьян, что также необходимо для правильного понимания Писаний. Каждый день на нас обрушивается великое множество информации, которая процеживается нами, принимаясь или отсеиваясь в зависимости от наших взглядов и понятий. Слова, понятия и мысли принимаются нами только в том случае, если мы уже готовы принять их. Слово же Божие, в этом смысле, сильно отличается от всего, ибо способно в корне изменить уже существующие наши привычные представления и понятия. Несмотря на то, что слово Божие также состоит из тех же слов, оно - все-таки богодухновенно. Проблема со словами состоит в том, что мы слышим их, воспринимаем и истолковываем их на уже заложенной в нас культурной почве. Взять, хотя бы такое короткое предложение, как “жалею тебя”, которое можно понять двояко: буквально, или в старинном значении этого слова - “люблю тебя”. А потому для того чтобы понять что хотел сказать тот или иной человек, прежде всего необходимо знать культурную подоплеку, вкладываемую человеком в свои слова. То же самое касается и учения Господа, которое прежде всего предназначалось для слушателей первого столетия.

Категория: Разное | Добавил: Вериец (11.07.2008)
Просмотров: 785 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block content
Copyright MyCorp © 2020