“Святые”, “Самое небо”
Цель написания этой статья было не изучение всех упоминаний греческого слова hagios или разбор учения об освящении. Предмет ее ограничен диспенсационным аспектом этой большой темы. Эта статья была определенной вехой в жизни, которая вела к большим открытиям благословенной истины. Настоящая статья была написана в 1955 году после 55 лет усиленного изучения, в течение которых было получено множество других подтверждений толкования, представленного здесь.
Ton hagion Ton Hagion
Так как предмет данного изучения большой частью базируется на употреблении и природе греческого слова, то нам необходимо разъяснить вкратце некоторые грамматические особенности, чтобы все читатели могли бы понять то, на чем основывается толкование.
Греческий язык очень точен, намного более, чем наш русский. Одной из основных особенностей его является то, что в каждом слове можно, как правило, легко определить число, падеж и род. Мы говорили “как правило”, т.к. существуют некоторые исключения, одним из которых и является наш предмет толкования. Слово “святой” в греческом (м.р. Им. п.) отличается от “Святого” (ж. р. Им. п. этого же слова). Р.п. м.р. отличается от Им. п. м.р., а также от ж. р. Р.п. Однако Р.п. совпадает с Р.п. м.р. и поэтому определить род можно только по контексту. Во множественном числе Р.п. нет различий между родами (ton hagion): то ли речь идет о мужчине, то ли о женщине или о предмете. Поэтому, когда мы читаем в Синодальном переводе “святых”, мы должны помнить, что только контекст может рассказать, о чем или о ком идет речь.
Давайте обратимся к Евр.9:23,24. В этих двух стихах присутствует обычный в Писании образ речи - “множественное число, как уважительное обращение”. “Жертвы лучшие” в 23 стихе - это Библейский способ выделения, который можно перефразировать, как “безгранично лучшая жертва”. Точно также и “святые места” в 24 стихе означают в действительности “Святое Святых”. Возвратившись в начало главы, мы можем увидеть подтверждение этого. Стихи с 7 по 14 говорят о прообразном учении Дня Искупления. В 6 стихе говорится: “в первую скинию постоянно входят священники, совершая служения”. Однако далее читаем: “но во вторую - один раз в год ... не без крови”. В 3 стихе говорится, что вторая скиния - это Святое Святых. Читаем далее: “Этим Дух святой показывает, что еще не открыт путь во святилище (святое святых), пока существует первая скиния”. Земное священство и домоуправления постановлений “показывают”, что “Святое Святых” не было открыто до этого, однако теперь верующие и Иудеи и Еллины имеют доступ туда (Евр.10:20, Еф.2:18) - и вследствие этого, все, что связано с первой скинией прошло. Говорить о священстве верующих сегодня является ошибкой при определнии домоуправления к которому оно относится. Евр.9:24 - великий прообраз Дня Искупления. “Святое Святых”, как провозглашает Писание, - это “Само небо”.
Здесь мы находим отправную точку для нашего исследования. Давайте обратимся к Еф.2:19:
“Значит вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, возведенные на основании апостолов и пророков, а камень краеугольный - Сам Иисус Христос, на Котором все строение, скрепляемое, вырастает в храм святой в Господе; на Нем и вы устрояетесь, чтобы вместе быть жилищем Бога в Духе”
Здесь мы встречаем предмет нашего изучения - слово “святым”. Оно может означать: “святые места” или “святые верующие”. Давайте рассмотрим контекст. В Еф.2:19 употребляется слово sumpolitai или сограждане. Стихи 19-22 говорят о строительстве “храма”, о “основании”, о “краеугольном камне”, о “строении” и “жилище Бога в Духе”. Эти термины говорят в пользу предлагаемого нами толкования - “сограждане святого Святых” или “Самого Неба”.
Послание Евреям 9 учит нас, что “Святое Святых” является “самим небом”; Фил.3:20 говорит нам, что “наше гражданство на небесах” и Еф.2:19 связывает эти две мысли вместе, т.е. то, что верующие язычники наравне с верующими Иудеями в период благодати Божией являются согражданами “Самого Неба”, т.е. имеют прямой доступ к Богу, т.к. мы понимаем, что “само небо” касательно удела верующего является “Святое Святых”. И снова мы должны рассмотреть, о чем идет речь в контексте: о верующих или “святом святых”. В предыдущих стихах описана работа Христа и при этом цитируется 67 Псалом.
Давайте теперь обратимся к другому месту в Ефесянам 4:12: “И сам Он даровал кого Апостолами ... для усовершенствования Святых”.
И снова мы должны рассмотреть, о чем идет речь в контексте: о верующих или “святом святых”?
В предыдущих главах говорится, что домоуправление тайны не имеет ничего общего с Откровением Ветхого Завета. Почему же здесь Павел цитирует Пс.67?
“Потому Писание говорит: вошел на высоту, Он пленил плен, Он дал дары людям. А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисшел в преисподние части земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, чтобы наполнить все” Еф.4:8-12
В самом Псалме говорится так:
“Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога” (Пс.67:19).
Будучи здесь на земле Господь избрал 12 учеников, которых он назвал Апостолами. Один из них, Иуда, отпал от этого избрания и его место занял Матфей, избранный через жребий. То, что это избрание было Божественной волей мы узнаем в 1Кор.15:5. Господь Иисус после воскресения и перед вознесением был виден двенадцатью, а следовательно и Матфием, который после этого был назначен Петром и причислен к остальным. Однако в Еф.4 повествуется об Апостолах, “дарованных” уже после воскресения (Еф.4:8). Это никак не может относится к тем, кто был избран незадолго до воскресения. Мы знаем, например, двух таких Апостолов Павел и Варнава, которые являются первыми по значению. Апостолы, пророки и учителя упоминаются, кроме Ефесянам, еще и в 1Кор. 12:28. В 68 Псалме говорится, что дары были даны, чтобы “сопротивляющиеся могли обитать у Господа”.
Начало служения новых апостолов, одним из которых был Павел, было следствием непослушания и противления Израиля. Мы уже отмечали выше, что в служении Павла и его сотрудников, во время Деяний было подготовкой почвы и окучиванием перед цветением и принесением плода после восстания против Бога Израильского народа. Незаметно и сложно, но эффективно Бог готовился открыть новое домоуправление, и именно об этом переходном периоде говорится в Еф. 4:8-12. После отвержения Израиля Бог незаметно и тихо, и эффективно, готовился открыть новое домоуправление и именно об этом переходном периоде говорится в Еф. 4:8-12. После отвержения Израиля Бог собирался найти жилище, хотя Он и допустил, чтобы Рим разрушил Иерусалим. Он собирал камни и материалы для духовного храма среди Иудеев и язычников.
Нам говорится, что во время строительства Соломонова храма не было даже малейшего звука топора или молота. То же самое можно сказать и о приготовлении духовного жилища Еф.2:22 все было сделано в тайне, бесшумно. В Еф. 2:19-22 говорится о основании, краеугольном храме, здании этого нового жилища Бога. В Еф. 4:12 говорится о приготовлении этого преобразования, переноса из земли в небеса. Слово, переведенное как “совершение” в Еф. 4:12, буквально означает “чинить, латать”. Например, в Мф.4:21 – “чинить сети”. Оно употребляется по отношению к приживлению отломанной ветки. Оно также означает “подгонка”, при этом подразумевается какое-либо разрушение и разлом. В Дн.28:25 описывается подробный разлом или разрыв. В этом случае имеется ввиду разрушение привилегий народа Израильского. И как мы понимаем, для Бога не бывает никаких неожиданностей. Он провел перед этим подготовительную работу через служение особых апостолов и пророков по сбору материалов необходимых для строительства жилища. Это началось уже во 2 Кор. 6:16 и было только началом будущей работы. Если мы заменим слово “святые” на “святое святых” в Еф. 4:12, “на дело служения, для перестройки святого святых”, то мы увидим, что именно это и происходило. “Святое Святых” было перенесено с земли на “само небо”; и истина, которая связана с этим была впервые провозглашена Апостолом в Ефесянам 1 во фразе: “посадил нас на небесных местах во Христе Иисусе”.
Тело Христа никак не зависит от земного проявления единства. Всякая необходимость в проявлении такого рода единства прошло. Но в противовес этому есть сфера вне досягаемости для человека, а именно “Само Небо”, где Господь построил “Свой Храм”, где материалами служат верующие этого домоуправления, чьей привилегией является “мыслить только о горнем”, а не о земном. Этот храм вне всяких сомнений нуждался в “переделке” из-за отвержения народа, среди которого Бог жил на земле. Именно после того, как это произошло, мы могли бы сказать (и мы знаем, еще перед смертью Господа, когда Он мог сказать): “Оставляется дом ваш пуст” (Мф.23:38).
Далее в Еф.2:15,16 определенно провозглашается, что предпосылки для Тела Христова создавались на Голгофе - хотя “открытие тайны”, связанной с ним было отсрочено до отвержения Израиля в Деяниях 28:28. Верующие желающие остаться в переходном периоде предпочитают жизнь продолжения временного домоуправления перестройки, т.к. именно это и происходило во время периода Деяний Апостолов.
Мы должны рассмотреть еще одно место, которое является заключительным в этой главе.
“Призвавшего нас к участию в наследии святых во свете” Кол.1:12
Это место (также как в Ефесянам), указывает на то же, что и в приведенном выше месте. Оно должно быть переведено: “участвовать в наследии СВЯТОГО СВЯТЫХ во свете”. “Соучастники и сонаследники” - вот термины нового домоуправления (а теперь подставьте слово “верующих”: “сограждание святых верующих”, что мы имеем? - “масло масленое” прим. пер.). Но как возможным стало то, что несут эти термины? Как я грешник из язычников могу быть присоединен к такому наследию? Бог усмотрел это: “Благодаря Отца, сделавшего вас (или “нас способными”)”, “в теле плоти Его через смерть Его, чтобы представить вас святыми и непорочными пред Собою” (Еф.1:4). Это благословенное чудо было предназначено быть в НЕБЕСНЫХ МЕСТАХ, (святом святых) во Христе.
Мы видим, что действие Отца и Сына дает верующему наследие СВЯТОГО СВЯТЫХ. Также читая Еф.1:4 и Еф.5:25-27 мы вновь видим, что вся работа благодати соделана для нас Богом. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее ... чтобы Ему поставить пред Собою Церковь, чтобы Она была свята и непорочна”.
Таким образом, нам открывается совершенное единство между особенностями этого домоуправления. Это домоуправление Благодати, ДУХА, СВЯТОГО СВЯТЫХ во Христе. Плоть никогда не сможет сделать что-либо через Христа для Бога, и поэтому в этом домоуправлении плоть отставлена - не допускаются даже постановления (которые имеют отношение к плоти), чтобы Бог был все во всем.
Верующий, вошедший во Святое Святых, оставил закваску: хлебы предложения жертвы и постановления, связанные с этим. Перед ним были лишь прообразы: ковчег, крышка умилостивления, первосвященники... Теперь ему не о чем больше просить, т.к. Господь указал ему на большее.
О, так давайте же те, кто вошел во “Святое Святых” через кровь Иисуса Христа - давайте не оставлять Его присутствие, и не участвовать с другими в прообразах, тенях, плотских постановлениях, которые действовали только во времена земного священства и первой скинии (Евр.9:8,9) Енох, после своего “переселения” не возвращался назад на землю и страшился смешиваться с тем, от чего он был избавлен. Станем ли мы, кто перенесен в Царство Сына Его Возлюбленного думать о “земном” или подчинять себя заповедям, которые были пригвождены ко Кресту Христа? Мы предлагаем читателю молитвенно изучить Кол.2:9-12 и увещевание Кол.3:1-4, которое основывается на нем.
Настоящее домоуправление более, чем какое-либо другое предшествующее ему, приближает верующего ко Христу. Все остальное исчезнет. Как Иоанн в Откр.21:22 мы увидим в этом предвкушение Нового Творения, где нет храма, потому что “Господь Бог Вседержитель - храм его и Агнец”. Мы можем быть отлучены от сообщества собраний - но никто не сможет затронуть наше гражданство, которое находится на “небесах”, и никто не может воспрепятствовать нашему поклонению В ЭТОМ МЕСТЕ.
Бесполезно обращаться по этому вопросу к трудам языческим греческих авторов. Единственный способ усилить понимания вопроса - это рассмотреть, каким образом, и в каком контексте его использует Дух Святой.
|