ПРИНЦИПЫ И ПРИТЧИ (часть 3)
7. ЦЕРКОВЬ БОГА – ТЕЛО ЕДИНОЕ
Из всех библейских принципов этот может казаться простейшим. Практически любой брат или сестра могут объяснить его значение, могут показать красоту апостольского сравнения и указать на ошибки тех, кто придает много значения своей части служения или считает никуда не годным служение других. Глаза, уши, руки, ноги – все имеет свое назначение. Красноречие бесполезно, если оно не является в нужный час и в нужном месте. Задача ног – доставить их туда. Так может случиться, что менее красноречивый сослужит большую пользу, если его принесут туда более быстрые ноги. Теория вопроса хорошо известна. Следуют ли ему на практике? Понимаем ли мы значение выражения: “Между членами тела не должно быть раскола?” Заботятся ли члены друг о друге? И если один член страдает, сострадают ли ему остальные? Апостол представляет поистине высокий идеал и к нему нужно стремиться, если хочешь обрести спасение. Из всего, что нам известно о Страшном Суде, следует, что это-то и есть наивысшее испытание. Если нам будет отказано, то скорее потому, что мы не следовали Правде, а не потому, что ее не знали или не понимали. Сказано, что будут наказаны за ошибки, связанные с недостаточным знанием воли Бога, но не с неспособностью понять. Знать волю Бога – наш долг. Все соответствующие инструкции нам даны, а если кто не понял, то, скорее всего корень зла находится в области упрямства и самообмана. Такое упрямство заслуживает плетей. Простой тест позволит способным к научению определить, насколько они отстали в апостольском кредо. Подобающе ли мы относимся друг к другу? Если один из нас страдает – сострадаем ли мы ему? Если он почитаем, рады ли мы этому? Инстинкты плоти всегда толкают в противоположном направлении от предполагаемых ответов. Более естественно принимать участие в тех, кто нам дорог, и оставаться безразличными ко всем остальным. Конечно, в братстве всегда есть градации отношений между разными его членами. Это неизбежно и вполне совместимо с понятием братства. Все дело в словах: дружба – это нечто личное, индивидуальное. Нельзя иметь 10 000 близких друзей. Братство коллективно и всеобъемлюще. Можно состоять в истинном братстве с любым числом братьев и сестер. Дружба предполагает выбор, такой же, как выбор жениха или невесты – по вере и по гармонии, по взаимности и по отношению к Богу. Братство мы водим по признаку единства веры, и тут могут объединиться люди с совершенно различными вкусами и темпераментом. Эти различия неизбежно скажутся на выборе друзей, но они не должны сказываться на “заботе друг о друге” по слову Евангелия. Примеры можно привести самые жизненные. Если брат или сестра – близкие наши друзья – нуждаются в поддержке, мы всегда готовы помочь, чтобы они вновь чувствовали себя здоровыми в вере. Любой нетерпеливый критик всегда получит у нас соответствующее свидетельство Писания о пользе увещевания. Примеры многочисленны и исчерпывающи: сострадание, мягкость, терпение! Но так же ли мы готовы протянуть руку помощи страннику малопривлекательного вида? И даже отталкивающего? Вопрос привлекательности или неприглядности ни в малейшей степени не нарушает идеи единства Одного Тела. Нам все так же надлежит заботиться друг о друге, потому что нашего братства не касаются пристрастия и предпочтения, бытующие в людях. Это противоестественно. Естественно быть пристрастным в суждениях. Мы невинно уделяем особое внимание персоне с дорогим перстнем и не замечаем рядом стоящего скромного парня. Таких примеров много. Если наш близкий друг ошибся, надо тут же вспомнить, как терпелив был Иисус с грешниками. Нам нужно подражать Ему в кротости. Тот, кто постоянно только отталкивает – ошибается. Вспомним, как Самуил обращался с Агагом, апостолы советовали удаляться от таковых. Мы должны верно понимать Слово. Конечно, нельзя утверждать, что все увлекаются инстинктами, ведущими к пристрастным суждениям, хотя это и является естественным. Нельзя установить и степень подверженности этой слабости. Разве не было так, что мы потратили времени на увещевание близкого друга гораздо больше, чем для успокоения лица, нам не интересного или даже отталкивающего? И как решить – было ли это минутной слабостью в случае с близким человеком или очевидным проявлением жестокости в отношении другого человека? А ведь в обоих случаях нужно было вспомнить Христово непредвзятое радение к ждущим утешения. Истинное братство требует равного отношения ко всем членам, “чтобы не было раскола между ними”. Когда нет желания быть до конца справедливым, именно тогда и нужно проявить выдержку. Когда возникает необходимость помочь наименее привлекательному члену, тогда-то и приходит самая подходящая возможность исполнить братский долг. Когда наши симпатии менее всего склонны к проявлению, тогда и возникает наиболее подходящий случай это побороть в себе. Легче всего следовать апостольскому кредо в случае, когда от нас ожидают сочувствия, гораздо труднее радоваться вместе с веселящимся. Страдание брата должно выглядеть убедительно, солидно, иначе мы его просто игнорируем. Как анекдот передается история о миллионере, который был так тронут жалостливым рассказом посетителя, что приказал поскорее вывести его: “а не то я потеряю аппетит”. Бывают люди, которые находят слишком тяжким для себя близкое участие в пострадавшем. Беда, постучавшаяся к соседу, производит на нас большее впечатление, чем катастрофа грандиозных масштабов где-нибудь на другом конце света. Так и в отношении наших братьев – близких и не очень – нужно стараться быть ровным в выражении симпатий. Когда доводится выразить радость преуспевшему брату, то задача выглядит самой трудной, особенно для отдельных натур. Некоторые могут посочувствовать человеку самым искренним образом, но не в состоянии бывают пересилить себя в случае его успеха. Зависть, разумеется, тщательно скрывается. Они опасаются, что счастье, привалившее другу, испортит его характер, и так ведут себя, чтобы всячески воспрепятствовать этому. Такие люди способны извести человека бесконечными подковырками, качая головой и сожалея о его слабости. Увы, такое случается и среди братьев, когда они бывают несправедливы друг к другу, плохо даже представляя за что; доводят притязания до действий, граничащих с жестокостью. Зло этого мира живет среди тех, кто составляет его. Легко забыть об обязанностях членов Одного Тела и о том, что если мы грешим против одного, то оскорбляем и Главу. Одно Тело образовано по примеру Одной Веры, суть которой не менялась со времен апостолов, и она не меняется из года в год в угоду моде среди людей. Вера искажалась на всем протяжении как не соблюдением ее основ, так и наносными идеями людей. Мы должны крепко держаться Слова, как единственной истины. Неважно, что люди говорят или думают о нас, важно, что скажет Иисус. Это высшее наше испытание и было бы правильным воспользоваться предоставляемой сейчас возможностью – до того как судный день придет. Если мы будем в состоянии склонить головы, чтобы “научиться от него”, то немедленно почувствуем, что долг наш не столь обременителен, и Одно Тело следует Одной Вере.
8. БРАТЬЯ ВО ХРИСТЕ – ДЕЛАЮЩИЕ ОДНО ДЕЛО
Попросите писателя или ученого дать определение христианина. Можно быть уверенным, что ошибок будет много. Среди братьев есть тенденция делать ударение на сиюминутном, а когда приходит время очередных дискуссий, то все знают, что истинные христадельфиане “на нашей стороне”. Слово, однако, означает братья во Христе, а как сам Господь дал это недвусмысленное определение, то и нам нет нужды докапываться до более глубокого смысла. “Кто исполняет волю Отца Небесного, тот мне брат, сестра и мать”. Это первостепенный принцип. Он настолько фундаментален и прост, что его попросту не замечают. В этом нет парадокса. Уже стало трюизмом, что люди редко относятся серьезно к фундаментальному и очевидному. Такие истины принимаются как само собой разумеющиеся. Всякий хочет иметь истину на своей стороне и очень легко принять за основу (особенно если очень хочется), что она уже там. Так же легко человеку убедить себя, что и Бог на его стороне, – пусть даже не осталось ни одной заповеди, которой бы он не нарушил. Каждая из воюющих сторон провозглашает, что Бог на их стороне, не будучи в состоянии привести хоть одно доказательство, что они сами с Богом. Также и с отдельными личностями. Человек заявляет о своей твердой вере в провидение и готов привести свидетельства божественного вмешательства в дела людей. Он расскажет о том, как целая череда невероятных стечений обстоятельств отвела его от посадки на пароход по уже заказанному билету. После дополнительных сведений о том, как другим то же провидение помогло приобрести каюту, а его, напротив милостиво отвело в сторону, мы удостаиваемся кульминации: пароход со всеми на борту пошел ко дну. Нас обвинят в жестокости, если мы поинтересуемся каким образом можно приписать всю селекцию вмешательству провидения. Это джентльмен принимает как данность, что если Бог вообще вмешивается в человеческие дела, то первейшая задача ангелов состоит в том, чтобы уделять именно ему особое внимание, тогда как остальной народ имеет для него сравнительно небольшой интерес. Соответственно, люди считают, что Бог пребывает на их стороне во время споров. Бог, разумеется, ополчится на оппозицию, и вот они уже уподобились воюющим сторонам. Они даже не пытаются быть на стороне Бога, считая, что Бог сам на их стороне. Мы поступим хорошо, если отбросим предрассудки и испытаем себя первым принципом. Какова воля Бога? Верующие в Библию снабжены многими путеводителями по жизни. Мы должны получать ответы от Слова, а не от лукавого сердца. В некотором отношении экклесиальная жизнь напоминает политику или экономику, ибо и тут и там действуют элементарные составляющие человеческой натуры. Но поскольку мы ценим Божье предложение жизни для нас, то нам надлежит выдерживать более высокие стандарты поведения. Если мы вознамеримся критиковать братьев и понуждать их поступать против своих наклонностей, то наверняка получим пару ответных ударов. Это не требует доказательств. Нам естественно получить поддержку от еще более рьяных критиков и есть опасность впасть в крайности, как это бывает у политических партий. Оценка ситуации находится в плену чувств. Возмущение от жестоких и несправедливых слов играет большую, хотя и тщательно скрываемую, роль в определении политики. Затем, когда партия сформирована и задачи определены, естественной тенденцией становится ее всемерная поддержка любыми методами. Кто-то, возможно, скажет: “Какую мрачную картину вы нарисовали! Политические партии именно так и делаются, но в Правде все иначе!” Верно, должно быть иначе; но мы имеем дело все с той же человеческой натурой, худшие из черт которой выходят на поверхность в часы испытаний. Отличить себя мы можем лишь принятием Слова. Оно достаточно просто. Не нужно только думать, что слова Писания, касающиеся сердца злого и плоти недостойной, относятся исключительно к другим. И мы таковы же, как они. Они могут принять чисто диавольские побуждения за праведное рвение. Элементы диаволизма гнездятся во всех нас, временами активизируясь и целиком смешиваясь с лучшим из того, что в нас есть. Именно оттого, что настоящего в нас все-таки много есть где спрятаться поддельному и оставаться незамеченным, и пока мы не проведем тест с помощью серной кислоты, медь будет приниматься за золото. Исполняем ли мы волю Отца Небесного? Вот настоящий вопрос. Не вопрос – что нужно считать из того, что мы делаем Его волей? Не достаточно покопавшись найти в наших сердцах пожелания и помыслы общего, хотя бы и правильного, характера. Находятся ли наши дела в согласии с объявленной волей Бога? Заняты ли мы творением добра, принося людям хлеб жизни и живую воду? Делаем ли что-нибудь по любви к своим ближним, особенно к братьям по вере? Казним ли мы свою плоть, терпя зло, нам творимое, без отмщения, оставив его Господу? В этих делах очень легко себя обмануть: ругающие нас делают зло Правде. Скоро мы убедим себя, что попытка заставить их пойти на оскорбления и затем в споре нанести поражение – это на пользу Правде, а вовсе не акт отмщения. Это всего лишь одна из масок сердца. Мелочность его видна из примера, когда мы ощущаем неодолимую притягательную силу какого-нибудь человека, которому, тем не менее, случилось нас обидеть, а мы не хотим сказать плохого слова в его адрес, чтобы не ранить его. Нельзя припомнить, чтобы Писание вменяло нам в обязанность быть суровыми в отношениях с людьми. Простое учение Писания, как мы его понимаем, не требует обменов ударами, что особенно ценится плотскими людьми. Если человек ищет в нас неправедности и находит возможным обидеться на какое-то слово, мы не должны отвечать тем же, т.е. искать неправедности в них. Иногда братья, нас критикующие, открываются для атаки на них своей удивительной непоследовательностью. Нетрудно в таком случае развернуть агитацию против критиков, чтобы заставить их еще более открыться. По мирским меркам такое возмездие считается правомерным, но хорошо ли оно с точки зрения Правды? Доставит ли такая работа радость Отцу Небесному? Это единственное, что важно. В наши дни, когда Бог не говорит с нами, и в отсутствие авторитетного управления нам приходится самим решать, чем заниматься и куда направить свои силы. Нужно оставаться честными в выборе пути. Может, мы наилучшим образом исполним волю Отца, продолжая помогать совершенствоваться в вере только что нашедшим ее? Или Он придет в восторг, если мы станем разрушать веру в человеке, однажды ее нашедшем? На свете есть тысячи братьев и сестер, нуждающихся в увещевании; на свете есть миллионы людей, никогда не слышавших Евангелия. Есть сотни тех, кто отделен от нас стеной разногласий, хотя и они и мы вряд ли смогли бы сдать экзамен, устроенный нам любым братом из прошлых поколений. Здесь есть из чего выбирать. Было бы нетрудно так взбудоражить людей, что там, где царил мир, возникнут распри, а мы в этой суматохе найдем десяток-другой приверженцев. Можно было бы достичь каких-то успехов, потеряв нескольких приверженцев. Движимые инстинктом отмщения, мы можем легко поддаться искушению встать на такой путь, скрытно и неприметно. Иногда такие действия могут выглядеть законными, тогда мы сможем убедить себя, что, будучи уверенными в правильности своей позиции, мы легко оправдаем средства, которыми привлечем на свою сторону нескольких новичков. А какова же воля, открытая нам Отцом Небесным? Оправдает ли он подобные мероприятия? Сопоставимы ли потери с приобретением? Слово запрещает все это и указывает на сеятеля раздора между братьями, как верх всякой мерзости. Мы должны проповедовать Слово в любое время года – для укоризны, для научения и долготерпения. Нашему вниманию предлагается целая серия посланий к церквям, где указывается, в чем наша ответственность, и как мы должны доверять друг другу. Нам дается картина Страшного Суда. Везде делается ударение на позитивной, созидательной деятельности. Мы многократно предупреждены против обвинений и осуждения друг другом, и поставлены в известность об опасности для нас быть обвиненными в еще более страшных ошибках, чем те, в которых мы обвиняем других. До нашего сведения доводится такой принцип, что люди могут творить добро, даже не состоя в наших рядах. Наконец, нам говорится, что слуга Господа не должен бороться, а должен быть терпелив и готов помочь словом. Перед нами непочатый край работы. Каждый затраченный рубль и каждый найденный талант может быть посвящен нужной работе. Нетрудно понять волю Отца, и ее может исполнить только истинный христианин.
9. ОБЕЩАВ БОГУ – НЕ ОГЛЯДЫВАЙСЯ НАЗАД
“Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божия” (Лк.9:62). На одном собрании присутствовал брат, зарабатывающий на хлеб вспашкой земли. В разговоре он так прокомментировал этот стих: “Только пахарь может понять истинный смысл этих слов. Пока он смотрит вперед – на противоположный край поля – у него получается ровная борозда, но как только ему случится хотя бы на мгновение оторваться взглядом от того края, то борозда получится кривая”. Тут есть место для нового взгляда на известный речевой оборот. Я всегда считал, что, оглядываясь назад, мы желаем возобновить старые ассоциации и амбиции. Значение выражения таково: если человек озарен божественным светом и стал на путь к Христу, то ему следует идти твердой походкой. Если он почувствует усталость и захочет вернуться к старой жизни, то ему не будет отведено места в Царстве Божьем. Пахарь, с его профессиональным знанием и чутьем, видит здесь еще более глубокий смысл. Он не должен сомневаться в том, что постоянно видит цель на другом краю поля, и не должен отворачиваться от нее ни на минуту. Потеря цели из виду даже на короткое время неизбежно портит результат. Предполагается, однако, что 2 000 лет назад вспашка производилась очень примитивно и не глубоко, и была больше похожа на царапанье земли, из чего следует, что прямолинейность не имела для земледельца большого значения. И таким образом нам не следует рассматривать речевой оборот цитаты с позиций современных методов пахоты. Но это соображение не столь важно, если наш подход нам полезен по-своему. Имея дело с обычными писателями, мы должны соблюдать соотношение эпох и их обычаев. Обычные письменные труды скоро устаревают и их обороты речи иногда становятся неудобоваримыми. Но с Библией не так. Она дана Богом, она никогда не устареет, она так часто обгоняет науку, что не нужно удивляться, когда ее метафоры более приложимы к нашему времени, чем к античному. Если мы находим поддержку у Библии в чем-то, то не важно было ли это упущено ее читателями 2 000 лет назад. “Ведомы Богу от вечности все дела Его” (Деян.15:18). Это важная мысль, что нам нужно воздерживаться от возврата в мир. Нам, как пахарю, ведущему свою первую борозду, следует всегда иметь нашу цель перед глазами. Оглянувшись назад или засмотревшись на соседский участок, мы испортим борозду. Пахарю можно помочь примером, но не окриком. Выражение “конечная цель” требует дальнейшего разъяснения. Опытный пахарь может провести ровную борозду по одной отметке. Начинающему потребуются дополнительные, промежуточные, знаки на поле. Это можно охарактеризовать термином “ограниченная цель”. Вместо одной цели, часто кажущейся слишком далекой, а то и не достижимой, нам предлагается целая последовательность ограниченных целей, в конечном итоге ведущие к той же главной цели. При этом даже неопытный пахарь проведет прямую борозду, т.е. достигнет цели. Ему промежуточные знаки необходимы. В отсутствие таких знаков он может бессознательно отклоняться в сторону, даже имея крепкую хватку в руках и не отворачивая взгляда от главной метки на другой стороне поля. Кроме того, есть еще опасность случайных мыслей, так воздействующих на сознание, что пахарь забудет на минуту чем он, собственно, занимается. Небольшое препятствие может сбить с верного пути. С дополнительными знаками становится легче. Они помогают постоянно ощущать свой прогресс в верном направлении. Вспахивая Христово поле, никто не может считать себя консультантом. Все мы остро нуждаемся в дополнительных путеводных знаках. Иисус дал нам некоторые из них, а благодаря свободе выбора, данной им, мы можем отыскать и еще больше. Такие маячки присутствуют всюду: на наших встречах, в наших трудах, в самых сокровенных делах, которыми мы делимся только с близкими друзьями, в мысленных воображаемых диалогах, о которых мы вообще никому не говорим. Если мы правильно выбираем путь, то эти знаки помогают. Вроде бы все понятно в идее главной цели жизни, но нам лучше не отмахиваться от помощи дополнительных маяков. Если Господь опять отложит свой приход, то какие промежуточные цели надо себе поставить – на ближайший день, месяц, год? Отметим еще раз, что кроме ясных и понятных инструкций от Библии мы еще имеем и свободу выбора и можем сами установить свои знаки. В нашу задачу не входит размечать поле для других пахарей, хотя, безусловно, помощь оказывать нужно, – это заповедано Иисусом. Но, имея свободу установки таких маяков, после их устройства мы обязываемся следовать на их свет. Было бы глупо и не рассудительно со стороны пахаря сворачивать от им же установленных знаков. Мы не связаны какими-то особыми правилами чтения Библии, но, придя к мысли, что есть продуктивный способ, и он в наших руках, было бы не расчетливо его не использовать. Помимо евангельского совета не уклоняться от своего сообщества верующих нам не доводится точное число таких встреч. В некоторых городах такие встречи ежедневно где-нибудь да состоятся – нет нужды посещать все. Выбрав удобную для себя экклесию, надо “жить” в ней, ибо это и будет тот маяк на пути к идеалу. Написание этой главы прервалось посещением еженедельной встречи; ее также можно уподобить маяку на пути в Царство Божье. А совсем недавно мне случилось пропустить преломление по причине тривиальной забывчивости – то, что стало причиной столь большой занятости вполне достойное занятие, но факт пропуска остается фактом. Так могло случиться с пахарем, если бы он поставил очередную малозаметную на поле веху слишком далеко, и тем самым предопределил бы возможность сбоя в работе. Но самое страшное заключается в том, что один такой ляп открывает путь и для новых. Вот это и приводит к заблуждению братьев. Слышали ли вы когда-нибудь о брате, свернувшем с Божьего пути после тщательного изучения Библии? Нам не известны такие пахари Христовы, которые бы решили, что цель не заслуживает внимания. А начать отступничество можно, отведя взгляд от очередной малозаметной вехи. Тогда выстраивается череда совсем других промежуточных целей, уводящая совершенно в сторону. Посмотрев на них и не увидев конечной цели (смотрит-то в другую сторону!), он придет к убеждению, что никакой цели и нет, и не было. Было время, когда братьев не очень занимало мирское. Они считали, что жизнь слишком коротка, чтобы бороться с миром. Теперь мы ближе к концу и наши знания умножились. Иногда, когда старшие братья почувствуют усталость, их младшие друзья не могут уделить достаточно времени братству – учеба, экзамены и пр. Эти малые цели заслоняют собой главную. Однако, хотя такие малые цели и не связаны с главной, напрямую с Царством Божьим, не понятно, почему они должны непременно уводить в сторону. Выстроив в нужном направлении можно заставить их работать на главную цель. Это должно стать правилом для нас. Цели эти могут быть незначительными, но не должны быть запретными – в мирской жизни легко сбиться с пути. Можно заняться подготовкой к экзаменам, ремонтом дома или приложить усилия, чтобы дать детям образование, чтобы их доля в этом мире была бы легче той, что выпала нам. Это все ограниченные цели. Озаботимся тем, чтобы выстроить их в нужном направлении так, чтобы – если не помогут в достижении главной цели, то, хотя бы, не мешали. Иногда одолевают сомнения: верно ли выбрана следующая цель? Стоит ли приниматься за большой труд и, если да, то каков он должен быть? Может начать более углубленное изучение какой-то части Писания, скажем, законов Моисея, и достичь тут совершенства? Или заняться языками оригиналов Библии, чтобы лучше понимать Слово? Необходимо все это хорошенько взвесить, но нельзя тратить чересчур много времени на подобные размышления. Время, затрачиваемое пахарем-новичком на дополнительную разметку поля, непродуктивно: плуг простаивает, а день не ждет. Не нужно откладывать работу, увлекшись выбором – все названные вехи хороши. Что можно сказать о пахаре, посвятившем целое утро на размышление взять ли для маркировки колышки или камни. И то и другое имеет свои достоинства: палка возвышается над полем, а камень-известняк ярче на солнце. Глядя на его колебания, хочется воскликнуть: “Бери любое или не бери ничего или возьми и то и другое, но не стой как пень!” Такого пахаря представить трудно, но среди “думающей” части такое случается: они придают чересчур большое значение мелочам. Если пахарь придает чрезвычайное значение малым вехам, то они заслоняют ему главную цель, и больше вредят, чем помогают. Лучшие из меток те, что всегда под рукой. Кроме очевидной траты времени поиск вех может привести и к тому, что найденные принесут совсем не столько пользы, как ожидалось, а бывшие под рукой уже дали бы результат. Многие тратят половину отведенного им времени на поиски и красочное обустройство пути. А к тому времени, когда найдет, он уже теряет из виду основную цель и набрасывает свои вехи по линии, очень отличающейся от прямой – во всем нужна тренировка – и остаток пути проводит в зигзагах между ними – “Во всем сочти конец”. Никогда нельзя терять из виду цель, ведя свою борозду в Царство Божье. Устанавливая промежуточные вехи, нельзя забывать, что они только промежуточные. Пахарь, трудящийся на ниве литературы не нуждается в маркировке; здесь проще видеть конечную цель постоянно. Но, работая на ниве Христовой, вехи нужны всем, чтобы мы не пришли к совсем иной цели, не имеющей ничего общего с однажды выбранной.
|