ПРИНЦИПЫ И ПРИТЧИ (часть 5)
12. ЗНАЧЕНИЕ ЖЕРТВЫ
“Без пролитой крови невозможно отпущение грехов”. Эта библейская доктрина одна из самых важных и, до некоторой степени, самая трудная в Евангелии. Тут простор для искушений и необъятное поле для изучения. Есть несомненная опасность, что жизненно важные истины, относящиеся к жертве Христа, могут быть поставлены под сомнение или затенены ложным учением на этот счет. Но еще большая опасность подстерегает тех, кто захочет одной игрой слов “вычислить” разум Бога. Др. Томас однажды заметил, что элементарных истин, касающихся искупления немного, и они просты и все они суть “воля Божья”. Если кандидат на крещение способен здраво изложить этот принцип, то крещенская купель его по праву. Предположим, что, проявив удовлетворительные суждения о вере и других важных принципах, кандидат скажет: “Я верю, что Бог желает совершенной жертвы еще до совершения греха; что Он дал нам того, кто эту жертву принесет. Он послал Своего Сына, Иисуса Господа, рожденного женщиной, во всем на нас похожего, так же как мы искушаемого, но благодаря своему божественному родителю настолько выше нас морально, что представлял собой совершенную жертву и тем заслужил себе искупление от греховной человеческой натуры и так же прощение и искупление для тех, кто пришел к Богу через Него так, как это от нас требуется”. Можно ли отказать ему в крещении, хотя бы он не смог объяснить, почему Бог требовал совершенной жертвы или почему Он желал пролития крови прежде совершения греха? Если мы приходим к согласию, что знание этих элементарных истин достаточно, чтобы стать частью Завета, поистине это трагедия, если братья станут ломать копья на попытке заглянуть дальше. Еще большая трагедия развивается, когда, увлекшись обменами ударами, братья совершенно забывают о повседневной жизни, о приложении заповедей в первую очередь к ней, а не к словам. Мы и предположить не можем, что, согласившись на простые истины, не пожелаем пойти далее. Разумеется, мы должны стараться постичь все, что только возможно из божественного откровения. Дискуссии по таким вопросам особенно продуктивны, если их ведут опытные братья, хорошо знающие тему. Тут, однако, надо заметить, что мы имеем дело с предметом, где полезнее побольше слушать и поменьше говорить, и помедленнее писать, если так можно выразиться. Изобретателя книгопечатания подстерегает большой грех у его дверей (перевод точный – прим. переводчика). Было бы полезно обозначить некоторые причины, уведшие братьев при попытке глубже понять доктрину искупления. По крайней мере, это поможет нам быть настороже по отношению к известным опасностям. Одна причина заключается в тенденции путать объект с его тенью. Братья полагают, что законы требуют необходимости жертвы, а Иисус ее претворил. Все верно с точностью до наоборот. Служение Христа было центральным местом цели Бога, а соблюденное в законах призвано было подтвердить цель. В послании евреям апостол правильно возводит от законов ко Христу, но Христос у него – центр всего, т.е. возводится Им. Мы признаем труды апостолов такими же авторитетными, как и книги Старого Завета. Их простой язык служит нам путеводной, воспользуемся ее светом, чтобы разобраться в законах и символах. Вторая причина кроется в привычке все объяснять с точки зрения людских законов и логики. Давно уже найдена формула, что если человеческие законы часто имеют действие далекое от того, что имели в виду законодатели, то с законами Бога такого не случается. Мы не можем провести разграничения между Божьим законом и Божьей волей. Когда Бог дает закон, он является выражением Его воли и подразумевается полное сознание относительно их действия (Деян.15:18). Мы и предположить не можем, чтобы кто-то из братьев с этим не согласился, но, тем не менее, некоторые говорят так, как будто никогда об этом не слышали. Не мешает, поэтому, напомнить эти простые истины, запрещающие нам отделять необходимое от Божьих законов. Третья причина путаницы заключается в постоянном использовании фраз, не всегда верных. Некоторые братья полагают, что поскольку Христос понес наши грехи, то мы автоматически очищаемся смертью – таков их язык. В этом вопросе сразу образуются спорящие группировки. Каждая из сторон свободно пользуется самым двусмысленным языком, не замечая этого, но хорошо улавливая двусмысленности в речи противоположного стана. Искренние братья и сестры, страстно желающие знать истину, иногда бывают сбиты с толку и даже с пути мудреной игрой слов, находящейся за пределами их понимания. Хаос, производимый такой игрой можно проиллюстрировать рассказом об одном грамотном человеке, который в своих упражнениях формальной логикой кончил тем, что нашел извинение отсутствия веры; мы же далеко не сразу сообразили, куда нас завели. Я помню удивление и даже оцепенение одного из его приверженцев, когда ему показали выкладки “теоретика”. Да и теперь еще бывают случаю пренебрежения принципами в угоду “расчетам”. Хотя спорящие стороны и будут отрицать факт, но он есть, – что они частенько упускают из виду Христа, как центральную фигуру мироздания. Все в мире было очищено Христовой кровью, а все, чему еще надлежало прийти, пришло через Его жертву. Евреи могут перевернуть фразу задом наперед, но мы должны помнить о цели Бога и никогда не упускать ее из виду. Какова буквальная Правда, касающаяся жертвы и открытая в Новом Завете? Бог прощает грех и предлагает вечную жизнь на основе жертвы Христа Его жизнью и смертью. Каким бы фигуральным ни был язык Библии, это буквальное значение. Смытые Его кровью наши грех лежат на Нем, груз их на Его теле – искупление грехов кровью, праведного за неправедное. Все эти фразы находятся в гармонии с буквальным значением истины Бога. Прегрешения против Божьих законов могут быть прощены только Богом, Он их и терпит. Физическая нечистота природы очищается только Божьей силой. Жертва Христа – Богом назначенное основание для искупления, от Его милости и терпения (Римл.3:23,24; 4:7; Еф.1:7; Кол.1:14; 1Ин.1:9; 2:12)! Если мы захотим пойти дальше и спросим почему Бог требует такой жертвы в качестве основы для прощения, предлагаемого Им человечеству, мы не найдем ответа в разных вариациях толкований закона или говоря о наказании за грех. Божий закон есть выражение Божьей воли. Человек согрешил не по воле Бога, но Его воля в том, чтобы человек был свободным существом и смерть расплатой за грех. Его воля была такова, чтобы осквернившийся грехом человек не имел бы доступа к Его Святому присутствию кроме как через совершенную жертву. И Воля Бога такова, что, ответив на Его милостивое приглашение, мы можем быть спасены на условиях, им предложенных (1Фес.5:9). Если мы спросим, почему Бог требует такой жертвы, мы должны искать объяснение в сфере морального. Нельзя дать ответа простым цитированием выраженной Им воли. Руководствуясь Писанием, мы можем найти моральное объяснение, удовлетворяющее самым строгим, но разумным требованиям. Совершенная жертва требовалась, чтобы плоть могла быть окончательно отвергнута, чтобы грех мог быть окончательно побежден и уничтожен, чтобы праведность и Святость Бога могли быть провозглашены, чтобы грешный человек смирился и не осталось бы в нем ни грана самомнения (Римл.3:23-27; 8:3; Еф.2:1-9). Бог сделал известным еще античному человеку, что человечеству невозможно к нему приблизиться кроме как через смиренную веру и на основе кровопролития. Он дал закон, который подчеркивал греховность и беспомощность Его народа (Римл.8:15; 5:20). Он сделал ясным, что грех, смытый жертвоприношением, считается окончательно прощенным (Лев.4:20,26,31,35). Он обещал Избавителя, который должен будет покончить с грехом и принести вечную праведность (Дан.9). Когда полнота времени свершится, то любовь, которая воцарится на земле по замыслу Бога заставит даже ангелов пожелать взглянуть. Он выбрал деву из дома Израилева и произвел от нее того, кто будет так силен, чтобы выполнить Им намеченное. Так плоть была уже побеждена самим рождением Христа, грех уничтожаем был на каждом шагу в его жизни, и в конце он добровольно отдал себя в руки смерти, чтобы подняться к бессмертию и воссиять путеводной нашего спасения – ставший совершенным через страдание (Евр.2:10). Ему многое было дано и с него многое спросилось. Свет и тень неразделимы в формировании характера, а в его характере они умножились. Он выработал свое совершенство и заработал спасение силой, данной ему от Бога, и через него Бог открыл дорогу жизни для нас. Так грешная натура, производившая всегда только грешников, поставлена под контроль, приговорена и окончательно уничтожена сильным Сыном Божьим благодаря его замечательному послушанию в жизни и в смерти. На этой основе человечество может достичь святости Создателя, а человек веры, хотя бы и грешный, возвысится до божества. На основе побежденной греховной натуры, уничтоженной тем, кого Бог сделал сильным для Себя, Бог и простит. Таково значение искупления. Вряд ли возможно представить, чтобы кто-то хотя бы в качестве мгновенного видения разглядел бы нечто подобное описанному, заменив этим все бесплодные спекуляции на тему. Есть ведь такие, кто считает, что Христос никогда не воскресал, и что Его останки будут лежать в вечности либо в качестве утешения Богу либо в виде наказания за грех! Невозможно прокомментировать, если не принять, что это тайнопись. Братья, несомненно, не поддержат такой галиматьи, даже пытаться не станут. Новый Завет описывает жертву Христа просто и буквально. Возьмемся перевести все символы и фигуры на понятный язык. Бог – тот, кто знает конец с самого начала, кто поступает по Своей воле, но не “отрицает Себя” – Бог обеспечил средства для уничтожения греха на основе веры в Него тех, кто ждет от Него прощения. Много копий сломано на идее, что Христос-де искупил только свою жизнь. Война слов велась между страшившимися сказать что-то уж резкое в адрес Христа и желавшими вернуться к идее “первородного греха”. Никаких трудностей тут не предвидится. Когда мы говорим о “грехе” плоти, то используем апостольскую фразу из Римл.7. Очевидно, это либо производное, либо переосмысленное слово, т.к. в первоначальном значении грех понимался как прегрешение против божественного закона. Такое же расширенное понимание приняло слово “смерть”, означавшее “яд” – так и говорили: “в этой чаше смерть”. Апостол говорит о законах, принятых у его членов, которые противостоят законам Бога и это ведет к прегрешению. Он называет физическую слабость “грехом” во плоти или “грех”, работающий во мне. Это диавол человеческой натуры, природные инстинкты плоти, которые, если их “допустят”, “ведут к греху”. Нет нужды спорить – существует ли такой закон. Мы знаем ответ. Мы рождены в грехе, и если мы уступим греху, то соответственно усилим злое желание в этом направлении и тем самым “грех” во плоти становится активнее. Полагать, что необыкновенно чистый и праведный человек испытывает эту слабость в меньшей степени, чем другие – ошибка. Истина в другой стороне. Только испорченный плотский человек не сознает греховности его членов и не понимает того, что апостол подразумевал. Человек с тонкой организацией психики чувствует борьбу острее. Полагать, что Христос искушался как мы и не считать, что его члены не подчиняются закону, было бы полным противоречием. Все равно, как если бы сказать “Кроме этого во всем остальном он не был искушаем!” Христос имел ту же оскверненную натуру, что и мы, иначе он не мог бы быть искушаем, и не мог бы победить грех. Христос имел ту же плоть, что и мы, но никогда не позволял ей развиться хотя бы до греховной мысли. В этой плоти проходила драматическая борьба, и там одержана самая большая победа на памяти человечества. Легко представить, что с его пониманием идеала и с его стандартом честности, слабость плоти была такой тяжелой ношей, что даже язык Псалмов бледнеет. Теперь мы либо обращаемся к простому языку апостолов (Евр.9:12; 10:20) или пророчества и законы. Учение таково, что все должно быть очищено совершенной жертвой, и что никто из Адамова племени не будет иметь доступа к Святое Святых на основе жертвы (Лев.16:2-14 – отметьте семикратное опрыскивание). Некоторые критики внесли смятение предположением, что жертва Христа была “только актом подчинения воле Бога”, но может и еще что-то. Что они под этим понимали? Подчинение Богу есть исполнение воли Бога. Что можно было спросить еще? Мы все согласимся, что Христос, “Сын возлюбленный”, “Слуга, которым Бог был доволен”, и “всегда исполнял волю Бога” – он не нуждался в прощении. Мы также согласимся, что он нуждался в очищении от греховной природы, с которой он боролся и победил в ней бесовщину. Не будет прощения за личный грех кроме как на основе совершенной жертвы, ибо такова была воля Бога. Невозможно было очищение, бессмертие и вход в Святое Святых никому из Адамова племени кроме как на основе совершенной жертвы, ибо и это была воля Бога. Христос пришел, чтобы исполнить волю Бога, он подчинялся Богу до смерти и так, на основе совершенной жертвы, вошел в Святая Святых “обретя вечное искупление”. Правда в том, что когда братья, согласные с этим, все еще спорят и подозревают друг друга в недостатке “образованности в Писании”, то они задают себе очень старый вопрос: “Положим, Христос был единственным, кому было обеспечено спасение, – захотел бы он тогда умереть мученической смертью?” Каждый должен был давно знать, что вопрос этот незаконен. Еще спрашивается: “Если воля Бога была совершенно иной в одном направлении, то оставалась ли она неизменной в отношении близких по важности вопросов?” Никто не знает, какова была бы воля Бога, если бы Его цель была другой; только очень самонадеянный человек мог бы заявить, что знает. Нам остается иметь с волей Бога в том виде, в каком Он ее нам явил. Эти истины так просты и к тому же прекрасны, что если братья не будут настаивать на разночтениях слов с целью начать очередную дискуссию, то не будет никаких препятствий к согласию. Воля Бога определяет все. Такова была воля Бога, чтобы никто из пораженного грехом человеческого племени не мог войти в Его святое присутствие кроме как на основе совершенно полного отречения от плотских дел до самой смерти. Он приготовил силу, необходимую для этой работы, и для этой цели был рожден Христос. И потом через кровь вечного Завета он был поднят из мертвых. Через свою кровь он вошел в Святое Святых, получив вечное искупление, а мы, если мы истинные верующие, можем стать, наконец, “очищены его кровью от наших грехов” и покрыты его праведностью. Все сказанное может значить, что Бог принимает, прощает и очищает Свой народ на основе совершенной жизни и смерти Своего Помазанного Сына.
13. ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИНЦИПОВ
Серия статей в журнале не проходит целого ряда подготовительных операций, как это бывает с книгами. Мы не знаем заранее, как далеко зайдет наша мысль или когда редактор прекратит публикацию. Статьи, однако, имеют преимущество в том, что критика и комментарии постепенно приходят еще тогда, когда работа в разгаре, а не всем скопом, когда книга уже вышла из печати. И это делает возможным откорректировать неточности или постараться возразить на критику. Отдельные письма разочаровывают тем, что в них сквозит обидная мысль – все статьи работают исключительно на поддержание текущей дискуссии. Некоторые из критиков, по-видимому, принимают как должное, что любой автор обязательно учтет его замечания и сделает их центром всех своих дум и чаяний – вместо того, чтобы освободить это место для принципов. Человеческая природа, даже озаряемая божественным светом, порочна; но все же не все мы одинаково испорчены. Не стоило бы и напрягаться писать всякие эссе, если бы дружественно настроенные читатели только и замечали в них намеки на несостоятельность оппонентов, а тех занимало бы сочинение остроумных ответов. В начале этой книги было сказано, что честное изложение библейских принципов должно быть беспристрастно и сурово по отношению и к читателю и к автору. Нарушения принципов весьма однообразны, они не отличаются и на толщину волоса, ибо все порождены одним пороком – эго нашего “я”; обычно высказывается куда больше “волнительного” по поводу использования принципов в будущем, чем “сожалительного” по причине неприменения их в прошлом. В разной мере и по разным вопросам мы все в этом повинны. Прошлое мертво и его не воротишь, но настоящее живет и течет. Если, поэтому, мы будем в состоянии помочь друг другу пройти весь “темный лабиринт” сложной человеческой души, то более точное направление очертится уже сегодня, даже если лукавое сердце не даст кому-то признать свои прошлые ошибки. Было бы ошибкой считать эту серию статей порождением текущих споров. Это скорее попытка сформулировать идею, уже давно витающую в нас. В статье-проповеди “Для всех” автор предположил, что серьезнейшей опасностью для братства является возможность скатывания на скользкую дорожку критицизма и споров, которые по природе своей болезнетворны. Говорилось о том, что смутное время порождает экстремизм, который, в свою очередь, порождает еще больший экстремизм так, что в людях совершенно теряется чувство меры; признано было, что сотни мнений вызывают только раздор и раскол, созидательная работа сводится на нет. Высказано было убеждение, что хрупкие души смертных братьев, не имея над собой головы, стремятся непременно выразить что-то свое – они просто терзаются отсутствием всеобъемлющих знаний принципов. Нам нужно разбираться в человеческой природе так же хорошо, как знать заповеди Бога. Сверх того, было высказано убеждение, что ясное понимание абстрактной истины есть необходимое предисловие к беспристрастным суждениям в практической сфере. Разбирающийся в людях поймет человека. Тот, кто знаком с отвлеченной идеей самообмана, сможет найти недочеты и в своих умозаключениях. Чем яснее мы понимаем великие принципы Слова Божьего, тем скорее разберемся в случаях преувеличенного внимания к отдельным сторонам его. Тут затрагивается еще один момент, который сам является принципом. Людям свойственно переоценивать силу доказательной базы своих тезисов; по человеческим меркам этого может быть и достаточно – только для него, – другие и не заметят ничего существенного в “новизне”. Но если наше желание таково, чтобы оставаться праведным в глазах Господа в делах, нам порученных, то преувеличение, безусловно, вредно. Если кто-то впадает в грех преувеличения, то все дальнейшее рассуждение автора стремится к покрытию ошибки, дабы не избежать пересмотра дела. Всякая попытка урезонить и вызвать раскаяние встречается в штыки, хотя резоны общепризнанны как совершенно верные, а потоки возражений всеми принимаются за мутные воды. Диаволизм ситуации сводится к разделению людей на противоборствующие лагеря и бесконечным их попыткам выставить другую сторону в худшем свете, за войной слов совсем потеряв из виду принципы. Такие методы должны остаться в прошлом, их нужно избегать, как чумы. Несколько слов о суждениях. Некоторые применяют фразу “не суди” в своей попытке уклонения от долга. Ранее уже приводился пример истребления идолопоклонничества в Израиле и всеобщей ответственности в этом благородном решении. Конечно, никто не отрицает, что мы должны “судить судом праведным”. Если бы Христос хотел вовсе запретить нам судить, то Он сказал бы так: “Не суди никогда” вместо того, что он на самом деле сказал. Некоторые братья, однако, так и понимают – никогда. Но есть и худший вариант: некоторые вовсе отказываются цитировать фразу на том основании, что ее нельзя понимать в абсолютном смысле. Жизненно важно именно в наше время чаще ее напоминать – не в укор некоторым, а для пользы всех. Никто не должен забывать – “не суди”. Христос не сказал “Не суди никогда”. Он сказал “Не суди, да не судим будешь”. Ибо каким судом судишь и какой мерой меряешь, таким судом будешь судим и такой мерой тебе отмеряется. Это иносказание тому, что Бог будет судить без жалости тех, кто сам не имел ее. Это применимо ко всем случаям суда, и здесь затрагивается дух, который должен присутствовать в процессе всего. Когда Христос избавил повинную женщину от нападок на нее, Он не оправдывал ее поступков. Он не отрицал справедливости обвинений в ее адрес – в соответствии законам Бога – по факту ее греха, заслуживающего побития камнями. В правовом государстве народ Бога должен держать ответ в такой справедливой форме, но в хорошо устроенном государстве женщине не пришлось бы грешить в такой форме. Абсолютно несправедливо другое: без надлежащего руководства над людьми Бога со стороны земных правителей так получается, что порыв государственного рвения находит только эту слабую женщину виновной во всех грехах всех граждан и ее только выдергивают из толпы для примерного наказания. Иисус оценил ситуацию в своем неподражаемом стиле: “Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень”, – никто не осмелился. Господь – сам без греха – мог бы судить без жалости, но не сделал этого. Из заповеди и примера суда вытекает очевидный принцип, и он нуждается в постоянном подчеркивании – для всеобщего блага: мы прилежно закрываем глаза на свои ошибки и крайне озабочены указанием чужих. В пристрастном суде много опасностей; они позволяют лукавому сердцу влиять на сознание. Бывает время, когда наше (правильное! – переводчик) понимание Писания требует от нас суждения, чтобы опровергнуть негодные аргументы. В такие минуты особенно важно помнить пример Христа. Суровые меры античного Израиля вряд ли приложим в наши дни, а со времен пуритан ошибочные теории сильно развились именно на этих строках. Конечно, братьям следует помнить, что мы не находимся в правовом пространстве законов Моисея, а это он говорил, что тот, кто не слушает великого пророка, должен быть отвержен. Христос был обетованным пророком, но когда двое учеников захотели устроить суд над теми, кто не принял Иисуса, то Он их укорил: “Не сознаете какой дух на вас. Ибо Сын Человеческий пришел не отнять жизни, а спасти”. Даже в дни суровых и массовых преследований израильские лидеры хотели иметь солидное обоснование своим приговорам. Когда два из родов израильских устроили алтарь за Иорданом, то остальной Израиль приготовился к войне по причине явного идолопоклонничества. Но им объяснили, что алтарь играл вспомогательную роль свидетеля, и не предназначался для служения Богу вразрез закону. Можно ли оправдать строительство алтаря или он совершенно противоречил закону, а объяснение можно было посчитать отговоркой? Или что-то третье? Достаточно ли извинительно объяснение? Мы и теперь не можем объяснить всего, даже с позиций достигнутого знания за многие века. Возможно, уже тогда кто-то видел слабость позиции, но им, тем не менее, хватило здравого смысла не развязать войну на таком зыбком основании. Бывали и более серьезные случаи отступления от здравого смысла при массовых гонениях. Пуритане часто указывали на несоразмерность наказания, отмеряемого им за простое несогласие с мнением церковников, презревших законы Бога для оправдания своих злодеяний. Не дай нам Бог впасть в подобную ошибку. В наши дни большего уважения к праву на жизнь уже невозможно преследовать братьев по признаку расхождения во мнениях по вопросам Писания. Некоторые, увлекшись цитированием законов Моисея, могут указать, что только благодаря им Израиль оставался целостным государством, из чего следует, что и нам нужно быть пожестче для пресечения раздробленности из-за различий в толковании Евангелий. С этим все согласятся! Но мы также должны стараться судить “судом праведным” и не терять чувства меры играя словами. Многие ошибаются и на словах и на деле, но они не отрицают Евангелие! И они не навлекают на себя гнева Господня проповедованием чужого Евангелия. Опасность, конечно, не в том, что христианин станет читать не то евангелие, на котором он вырос. Беда в том, что вследствие нехватки средств, времени или энергии можно отказаться от прямой своей обязанности проповедования Евангелия. И мы будем осуждены не людской молвой, а веским словом Христовым. Мало примеров, чтобы к слабым братьям относились с терпимостью, равно как и терпимости к тем, кто терпелив с терпеливыми. Но зато есть достаточно рассказов об очень достойных братьях, отвергнутых за неспособность обеспечить хлебом и одеждой нуждающихся. К этому вопросу нужно отнестись со всем вниманием. Громадное число людей томится в тюрьмах, испытывая недостаток в еде и питье. Чем оправдать это различие между их положением и нашим? Чем оправдать неисполнение нашего призвания? У нас в избытке жизненно важных продуктов – в нашем земном кладезе сокровищ, это верно, но они есть, и мы ответственны за их надлежащее использование. Зачем нужна эта нескончаемая война слов в эти последние дни, когда миллионы сынов Адамовых не имеют даже его одежды? Кому-то из читателей могут не понравиться последние главы, но все должны признать, что хоть немного света пролито на библейские принципы и подстегнут интерес к учению Библии. Нет сомнения, что каждый признает необходимость подчеркивания того факта, что мы призваны Богом жить в евангельском братстве, и что это также означает братство с Богом и Сыном. На этом основании должно считать, в теории, по крайней мере, что нельзя отвергать членов братства, не имея веского свидетельства Писания. Другими словами, такая крайняя мера, как изгнание из братства, должна крепко стоять на позициях Св. Писания, т.е. на его принципах. Можно утверждать, что некоторые из прегрешений так сложны, что становится невозможным приложение принципов сходу. Библия указывает, что некоторым видам греха нужно дать выговор, за другие публично укорить (1Тим.5:20), а за иные и изгнать из братства – крайняя мера. Можно ли поручиться за всегда корректное определение хрупким человеческим разумом: кто виноват и насколько? Нам говорится (2Кор.6:14) не водиться с неверными. По здравом размышлении, все виды соглашательства в быту подлежат осуждению этим тезисом – служение, брак, деловое партнерство, клубы, общества, профсоюзы… Мы должны по возможности помогать друг другу избегать такого вовлечения, а когда дело требует вмешательства принципов, то нужно припомнить, что говорил по соответствующему поводу Иисус. Тут множество оттенков и подход к решению проблемы различен. Мы не располагаем достаточным свидетельством Писания по поводу верного приложения его принципов к каждому конкретному случаю. Братья явно впадают в крайность, подвергая осуждению один вид ярма с неверными в большей степени и совершенно не замечая других. Конечно, есть такие, кто готов разобраться во всем, чтобы потом не волноваться за свой вердикт. Все работающие должны любой ценой – зарплата или пенсия могут тоже пострадать – отгородиться от сомнительной ситуации. Все бизнесмены должны разорвать партнерство, даже ценой своего предприятия. Мы всегда сочувствуем потерпевшим в такой ситуации, но как провести демаркацию между праведным и неправедным в таких делах? Десятки параграфов могут быть насчитаны за считанные минуты. Единственным результатом будет неизбежная потеря из виду самого существенного Положим, вы решите, как многие братья уже решили, что деловое партнерство не так разрушительно для веры, как брак или государственная служба. Но нужно помнить, что партнер по бизнесу не расположен принимать во внимание чувства или давление авторитета в качестве извинения. Он хочет делать деньги, т.е. даже мотив уже под вопросом. Мы не предполагаем, чтобы кто-то мог считать, что все случаи разрозненных браков подлежат самому суровому осуждению, а все факты делового партнерства вполне легальны. Простой пример. Брат, проживающий в той части света, где нет законов и где правит первобытная дикость, встречает добродетельную и располагающую к учению женщину, попавшую, однако, в общество, достойное самой этой страны. Он верит, что она придет к Правде, как только ее узнает, и женится на ней. Другой брат поддается искушению улучшить свое житье-бытье, войдя в деловые отношения с беспринципным бизнесменом. Кто из них больше провинился? Возникает вопрос: если каждый случай должен разбираться с точки зрения его заслуг, а человеческие суждения так отличны, то как можно прилагать к ним библейские принципы? Ответ таков, что нужно принимать во внимание все принципы вместо того, чтобы преувеличенно внимательно относиться к текущему делу и не думать об остальных. Письма к церквям ясно показывают, что в приложении принципов одна экклесия не ответственна за другую. Апостол лишь подчеркивает необходимость проявления любви друг к другу. Этим утверждается верховенство большинства, что в отсутствие Учителя единственно верно. Когда нарушение имеет место как факт, то экклесия решает, ограничиться ли внутренним разбирательством или порицанием или принцип таков, что следует отлучение. Если мнения расходятся, то “не отклоняйся от курса, ибо ты не можешь быть сам по себе” (Др. Томас). “Любите друг друга”. Когда экклесия настаивает на изгнании, а некоторые братья считают эту форму слишком суровой, они имеют право снять с себя ответственность за принятое большинством решение, но подчинившись ему. Это библейское правило и оно единственно верное. Но есть и такое мнение: все члены должны поддержать решение об отлучении, иначе сами должны быть изгнаны. Это очень “свежее” решение, и оно не имеет библейской основы. Маловероятно, чтобы она нашла большую поддержку, иначе остались бы только небольшие общины с одним “верховным вождем” в каждой и без намека на христианство. С другой стороны, если царит всеобщее взаимопонимание и постоянная сверка действий с Писанием, то экклесии подходят к решению “вопросов, относящихся к этой жизни” со всей ответственностью, как того хотел Иисус. И упрек, и порицание будут даны по мере надобности с надлежащим терпением. Все члены останутся в любви и согласии. Если случится, они расстанутся с невыдержанным братом, но с надеждой его возвращения (1Кор.5:5). Если к брату отнесутся чересчур сурово, он скорее будет печалиться, чем займется вовлечением всего братства в диспут, надобность в котором только сам Господь может оценить. Жизнь наша должна проходить в том, чтобы проповедовать Евангелие бедным, помогать слабым, утешать уставших – говоря о Слове Жизни; неся одежду не имеющим ее, хлеб и воду голодным и жаждущим, послание о жизни – томящимся в заточении.
|