1-4 Притча о нанятых в 11-м часу работниках
Хозяин дома нанимает в одиннадцатом часу работников, которых раньше никто не нанял, возможно потому, что они выглядели не достаточно крепкими для работы. Им заплатили ту же самую плату, что и всем остальным, проработавшим в винограднике целый день. Доля нереальности в этой притче (с человеческой точки зрения) говорит о необычайно сильном желание Господа, чтобы Его благовестие было услышано всеми даже в последний перед Его пришествием день. Он хочет, чтобы на Его ниве работал любой человек, не важно, как долго и не взирая на то, как бы слаб он ни был. Главное для Него то, что они все еще стоят на торжище в ожидании своего призвания. Как правило, люди уже не нанимают работников между 4 и 5 часами пополудни, из-за близости захода солнца. Хозяин дома, вероятно, очень сильно нуждался в них, чтобы поскорее собрать созревший урожай. Бог мог бы собрать урожай с земли и без помощи людей, однако Ему угодно проделать эту работу руками людей, через их благовестие Евангелия, а значит и урожай собранных душ зависит от количества работников и качества их работы. А потому будущая судьба людей во многом зависит от наших трудов на ниве благовестия. Так же надо заметить, что количество плодов, полученных при жатве, необычайно высоко - в чем заключалась причина так часто и так необычно много набранного числа работников. По идее, хозяин дома должен был с самого начала просчитать размер урожая и то, сколько он заплатит нанятым им работникам. Однако в этой притче он ничего такого не сделал. Необычайно большой урожай, который может быть собран в этом мире, означает, что нам никогда не стоит думать, что “никому не интересно наше благовестие”, ибо жатвы всегда много. Заодно стоит заметить, что виноград собирают в строго определенное для него время. Стоит хотя бы на один день опоздать со сбором урожая, количество сахара в нем повышается, из-за чего ухудшается качество винограда. Таким образом можно даже представить себе, что все происходило в пятницу, перед священным днем субботы, днем, в который никто не работал, а потому этот день был единственным пригодным для собрания урожая. А это неизбежно наталкивает на мысль о том, что непосредственно перед субботой тысячелетия, в последние дни, будет необычайно высокий урожай. И это также согласуется с другими местами в Библии, где говорится о призвании всех народов, непосредственно перед самым пришествием Господа.
Из этой притчи также понятно, что эти работники не работали как нужно даже в этот, один, оставшийся час. Можно представить себе, что у каждого из них были семьи, которые необходимо было кормить. Нет заработанной дневной платы - нет еды. А потому все они хотели хоть какой-нибудь работы. По Своей щедрости Господин виноградника просто сжалился над их бедностью, заплатив им дневную заработанную плату, как и всем остальным работникам, ибо нанял их никто иной, как Сам Господь. Так же как ни один богатый царь, увидев, что на брачном пире его сына остались свободные места, не пошлет на улицу приглашать нищих и увечных. Каждая притча содержит в себе долю нереального. Ни один нормальный человеческий царь, ни его сын не захотят видеть на брачном пире отбросы общества только потому, что люди их круга не приняли их приглашения. Однако Царь Небесный не похож ни на кого из земных царей. Он благоволит чтобы радость Его Сына разделяли и другие люди, невзирая на их социальное положение, и, даже более того, Ему угодно, чтобы все места были заняты. А из этого следует, что, видя приближение дня брачного пира, невод нужно разбрасывать как можно чаще и шире.
Ни один нормальный наниматель не станет платить одинаковой зарплаты, как этот “хозяин дома”. Ни один кредитор не станет прощать долга только потому, что должник не предпринимает никаких усилий для погашения долга. Ни один отец не предпочтет своенравного сына сыну, который всегда и во всем был послушен ему. Суть же состоит в том, что Бог действует совершенно не так, как действуем, или действовали бы мы. А потому Он, через притчи Своего Сына, умоляет нас идти против ветра, следуя Его примеру в отношении к грешникам. Само наше нутро вопиет о том, что тот, кто больше работал, должен больше и получить, однако нереальности притчи наставляет нас на то, что этот закон перестает действовать, как только дело доходит до Божиего отношения к нам. Любой дар Отчий, или же Сына Его, является чистой воды благодатью. Нереальность в притчах часто являют собой как раз неизмеримую благодать Божию. Господин виноградника (Бог) говорит управителю, виноградарю (Иисусу Христу) срубить не приносящую плода смоковницу. Однако виноградарю она настолько дорога, что он молит за нее, чтобы она еще постояла какое-то время, что говорит о совершенно беспричинной любви Господа к Израилю. Кто из богатых людей станет приглашать за свой стол отбросы общества? А ведь в этом-то и состоит милостивая благодать Отца.
Для того чтобы лучше разглядеть эту удивительную благодать, иногда необходимо включать свое воображение, чтобы додумать ту или иную притчу Господа (еще одна особенность Его притч). Например, младший сын, потребовавший от отца свою часть имения, отделился от него, тем самым потеряв права носить имя отца и принадлежать к его роду, тем самым открыто показав, что он не желает иметь ничего общего ни с отцом, ни с его домом, ни с семьей. И все же он был принят назад любящим и долго ожидавшим его Отцом.
1-5 Два плотника
Господь предвидел все трудности, которые должны были возникнуть в нашем сообществе, все те разделения, начавшиеся между верующими еще в первом столетии и не кончающиеся даже в наши, последние дни. Задумайтесь, например, об истории о плотнике с бревном в своем глазе, который очень хочет вытащить сучек из глаза своего товарища по работе (обратите внимание на его горячее стремление сделать это!) Бросается в глаза абсурдность, нелепость всей этой истории, ибо она настолько нереальна, настолько карикатурна, что невольно вызывает в воображении самые необычные картины и мысли. Читаешь эту притчу и думаешь, что Господь уж слишком намеренно употребил такое нелепое преувеличение, ибо в жизни не бывает таких дураков. Господу же было очень хорошо известно, о чем мы будем думать! Наши попытки выяснить отношения со своими братьями по-настоящему нелепы! Иисус Христос как бы говорит этой притчей, что Он на самом деле знает, что я думаю, что Он уж очень сильно преувеличивает, хотя Он и не делал этого (Лк 6,41,42). Часто кажется, что Господь хочет, чтобы мы основательно подумали, представив себе каждую подробность рассказанной Им притчи. Сучек, маленькая щепка и сама выйдет из глаза, благодаря естественно возникающим слезам, которые, в конце концов, и вымывают ее из глаза. “Печаль жизни сей поможет твоему брату разрешить свои проблемы духовной слабости, которые исцеляются временем и самой жизнью. Я знаю, что тебе бы хотелось ускорить процесс его духовного взросления, однако, послушай Меня, это тебе не по силам!” Иисус Христос предвидел даже то, как мы будем подчеркивать, пытаясь “вынуть сучек”, то, что он наш брат, как будто будем думать, что делаем нечто очень праведное именно в ту минуту, когда пред лицем Божиим совершаем очевидную глупость. Скорее всего Господь, работая плотником, прежде чем рассказать эту историю, многие годы обдумывал ее. Важно то, что у обоих плотников глаза были засорены, однако брат, желающий помочь исцелить другого брата, считал, что его “бревно” гораздо меньше и не столь болезненно, чем “сучек” в глазе его брата. Возможно, Господь хотел, чтобы мы задумались глубже и поняли, что эти двое плотников совсем не были способны помочь друг другу, ибо для этого требовался Некто еще...
История о неправедном управителе говорит так же о важности настоящего прощения. Господи похвалил управителя неверного за то, что тот уменьшил долги задолжавших его господину. Ни один человек не станет хвалить своего управителя за такого рода сомнительную деятельность (Лк 16,8), тогда как Господь Иисус предлагает нам прощать также и согрешающих против Него, даже, если наше прощение наших и Его должников противоречит всем человеческим законам, представлениям и чувствам. В другой притче злой раб задолжал 10 000 талантов, “много миллионов серебряных монет” (Мф 18,23; радостная весть). Это была огромная сумма денег. Так, например, в 4 веке до Н.Э. вся Галилея и за Иорданская сторона платили налог, составлявший 200 талантов в год, одну пятидесятую часть от этой суммы. Годовой доход Ирода Великого, если верить некоторым источникам (New Jerome Bible Commentary), составлял всего лишь 900 талантов. Господь, называя такое неимоверно большое число, хотел тем самым показать, как много люди должны Богу... а также для того, чтобы показать резкое отличие человеческого отношения к мизерному долгу своего же брата. Мораль очевидна! Не стоит замечать грехи, совершенные другими против нас, ибо они ничто, в сравнении с нашим огромным долгом Самому Господу Богу. И это объясняет, почему молитва человека, бьющего себя в грудь, более угодна Богу, чем молитва с вознесенными вверх руками, к которой так были привычны Палестинские Иудеи того времени. Доля нереального, заключенная в притче, говорит о силе и глубине человеческого раскаяния. На первых слушателей Господа должно быть оказывало неизгладимое впечатление то, что рабу совершенно полностью прощалась огромная сумма денег. Такой человек должен бы выйти от своего господина радостным и счастливым, исполненным благодарности и мыслями об обновленной жизни... А он идет и совершает совершенно непредвиденный и необъяснимый поступок - хватает другого человека и душит его, требуя от него уплаты долга. Неожиданный конец истории являет человеческое безумие и неблагодарность, когда мы, не прощая грехов, совершенных против нас, совершенно забываем о дарованном нам просто так, ни за что, прощении. О том же самом рассказывает и притча о двух плотниках.
Нам необходимо иметь мир между собой в нашем сообществе, как о том сказано в притче о соли, потерявшей свою силу. И здесь, в этой короткой притче, мы сразу же сталкиваемся с парадоксом, ибо соль не может испортиться, так как хлорид натрия является устойчивым и свободным от примесей соединением. В учении Господа соль была образом мира между людьми. Если между нами нет мира, то мы несолоны. Если мы не оказываем мирного влияния на других, мы несолоны. А потому нам всем необходимо всегда помнить о том, что соль - добрая вещь.
1-6 Необычайно добрый пастырь
Когда-то должно быть Иисуса учили (Mishnah Qidd 4.14), что “мужу не гоже учить своего сына быть пастырем... ибо их мастерство заключается в искусстве воровства”. В то время пастухи не выглядели благообразными старцами. Тогда у них была репутация коварных воров. Господь же использовал этот образ для Себя и Своего Отца, так же как Отец использовал образ пастыря Израилева в Ветхом Завете. Удивительный и очень необычный образ (для Иудея первого столетия) был выбран для того, чтобы показать, что только человечность Господа делает Его нашим Спасителем. Примерно так же, как будоражило воображение сравнение влияния благовестия с закваской, или же с горчичным зерном, выбранном Господом, вместо более приличной (и привычной) плодоносящей лозы, или же фигового дерева. И все это было сделано лишь для того, чтобы привлечь наше внимание к необычности того нового Царства, о котором говорил Иисус, о человечности и об исключительной необычности его. Господу было очень трудно объяснить нам ту величину любви, которой Он достиг на кресте по отношению к нам, а потому Он рассказал историю о пастухе, который настолько безумно любил своих овец, что готов был положить свою жизнь за них и за свою работу, который был готов умереть за одну из них, лишь бы спасти потерянную овцу и с радостью принести ее обратно (Лк 15.5). Обычный пастух понимает, что в жизни всякое бывает, а потому какие-то из овец, естественно, должны пропасть. Однако этот пастырь, потерявший всего лишь одну овцу, не находит себе покоя из-за этого, а потому и является необычным пастухом. И эта доля нереального в истории говорит нам о милосердии Господнем. Обратите заодно внимание на то, каким образом наши отношения с Христом олицетворяются отношением между овцами и пастырем. Овцы мало думают и ценят все усилия и жертвы своего пастуха, приносимые ради их же собственного спасения - так же, как и мы не понимаем во всей полноте крестной смерти Христовой, принятой ради нас. Можно быть уверенным, что нам самим предлагается дополнить подробностями эту притчу. У овцы брюхо выглядит ужасно, ибо оно почти всегда покрыто фекалиями и грязью, к тому же, она должна была от испуга брыкаться. После долгих и утомительных поисков по горам, пастуху нужно было предварительно ловко преодолев ее дурное, неуклюжее сопротивление, прижав к груди, связать задние и передние копыта и уж только потом взвалить ее на плечи. И точно так же, как пастух, несший на плечах овцу, выглядел Господь, когда Он спотыкаясь шел к месту распятия. Очевидно, что в кресте Он видел образ всех нас, потерянных, неуклюже сопротивляющихся овец.
Из Ин 10,12 видно, что Христос, необычайно добрый пастырь, видел приближающегося волка. И Он не бежал от него, а вступил в борьбу с этим безжалостным и жестоким зверем не на жизнь, а на смерть. По Его словам, если бы Он не сделал этого, овцы были бы расхищены и разогнаны. А потому самая яростная борьба между Христом и диаволом (плотью) происходила во время распятия на кресте. Впрочем крест был не только продолжением Его борьбы с Библейским диаволом. Это была особо жаркая битва, и Господь также предвидел подобную же борьбу в будущем. В этой притче существует доля нереального, которая заставляет задуматься о двух важных вещах. Во-первых, ни один нормальный пастух не станет полагать свою жизнь за овец. О подобной же “ненормальности” говорится еще в Ам 3,12, когда “пастух исторгает из пасти львиной две голени или часть уха”, тем самым являя силу любви к овце, которой уже нет в живых. Любовь Христова, явленная Им на кресте, настолько сильна и обширна, что не доступна никакому человеческому пониманию. Именно поэтому любовь, подобная Его любви, называется новой заповедью. И, во-вторых, волки, как правило, не поступают так, как о том рассказывается в притче. Так они ведут себе только тогда, когда загнаны в угол... обычно они не настолько жестоки. Однако то, что Господь хочет донести этой притчей, очень важно для нас, ибо диавол, власть греха, намного сильнее, чем мы думаем, и борьба на кресте была намного, намного труднее, чем мы себе можем представить. Ибо там, на кресте, Христос по-настоящему пережил то, что было Им рассказано притчей о необычайно добром пастыре.
О силе и власти греха, а значит и величии победы Господа, рассказывается и в другой притче, содержащей долю нереального, где Иисус рассказывает о том, “когда сильный с оружием охраняет свой дом” (Лк 11,21). Этот “сильный” (а значит, по Библейским понятиям и богатый) человек действует довольно-таки странно, ибо, вместо того, чтобы нанять сторожей, или же просто поручить это дело своим рабам, сам в полном вооружении охраняет свой дом и имение. Господь, будучи “сильнейший его”, победил его на кресте. Об удивительной силе и величии власти Господа Иисуса так же рассказывается и в притче о виноградаре, который почти указывал своему господину, что делать (Отцу) - не срубать бесплодной смоковницы (Израиля), пока Он не даст ему еще одну возможность принести духовные плоды: “если же нет, то в следующий [год] срубишь ее” (Лк 13,9). Для ушей народа, ежедневно работавшего на полях и виноградниках, слышать и виноградаре, обладавшем такой необычной властью над своим господином, было очень непривычно.
В притче же о необычайно добром пастыре нереален не только пастух, но и овцы, если припомнить то, что сказано в Иез 34,17-22, где они топтали добрые пажити так, что другим доставались лишь остатки. Из-за того, что одни овцы пили чистую воду, а остальную мутили своими копытами, другим доставалась лишь одна муть. Таким образом более сильные овцы обижали, отталкивали слабых. Обычно овцы так себе не ведут! Эти же обладают необычайно дурным нравом лишь потому, что являются образом всех нас, тех, за кого необычайно добрый пастырь положил Свою душу, жизнь.
1-7 Притчи об Израиле
Милосердие Господа Иисуса Христа, возможно, лучше всего видно в Его отношении к Израилю, ибо очень многие притчи, так или иначе, повествуют о любви Израиля как Отцом, так и Его Сыном, которая является чистой воды милостивой благодатью к вечно восстающему и равнодушному Израилю. Господь чувствовал Себя по отношению к ним собирающих под крылья своих птенцов птицей (Лк 13,34). И в этом, опять-таки, есть доля нереального, ибо в природе нет птенцов, не желающих укрыться под крыльями своей матери. Здесь слова Господа противоречат самой природе, ибо тут Господь испытывал боль отверженного родителя. Он далеко не был равнодушен к спорящим с Ним фарисеям, ибо они были Его птенцами, которых Он действительно хотел укрыть под Своим крылом (ср.: Израиль жил под крыльями херувимов). Об этом всегда стоит помнить при чтении о Его спорах с фарисеями и об обличении Им их лицемерия. Живя среди них, Он не играл с ними в постоянно выигрываемую Им игру, в вопросы и ответы. Изо дня в день Он старался собрать их, а потому неприятие Его, а также того, что Он говорил им, для Него было очень и очень больно. В притче о блудном сыне старший брат являет собой неверие и самоправедность, однако именно в этом и заключается самая что ни на есть суть тех, кто во всем и всегда слепо придерживался, и придерживается буквы закона. Впечатляет любовь отца (Бога) к его сыну (раскаявшегося Израиля). На самом ли деле отец побежал, пал ему на шею и целовал его, являя тем самым свое прощение (ср. Лк 15,20 с 2Цар 14,33), предварительно не потребовав от него объяснений и видимого покаяния? Вполне понятно желание этого сына вернуться к такому необычному Отцу! Когда виноградари отказались работать и, бив, убивали посланных хозяином дома рабов, мы думаем, что господин пошлет к ним вооруженных людей и установит свою власть над ними и над своим виноградником. Но нет. Почему он продолжает посылать к ним и дальше рабов, если они уже убили некоторых из них? Не из-за огромной ли любви Отца к нам и неизменного желания Его взаимности? Именно об этом и рассказывает эта притча, ибо под конец, Он поступает совершенно безумно, с человеческой точки зрения, посылая к ним единственного, доброжелательно относящегося к ним Человека, Своего единородного Сына. Или же вспомните опять о старшем сыне. Любящий Отец разделил всё, что Он имел между двумя сыновьями, а потому в конце притчи старший сын обладал всем Отцовским имением, тогда как младший растратил свою часть (Лк 15,31). Такой силы была любовь Божия к фарисеям, ко всему лицемерному Израилю. Он отдал им все Свое имение, все, что имел - кровь Своего единственного Сына. На Востоке престарелый человек ведет себя “достойно”, а потому никогда на глазах других людей не суетится и не бегает, этот же отец, при возвращении младшего сына, побежал. Такова была Его радость, как и радость о любом раскаявшемся грешнике.
Первые Палестинские слушатели притч Господа могли живо представить себе жизнь при отсутствующем хозяине, а потому притча об Израиле была им вполне понятной. Господин виноградника жил далеко, а потому его никогда не видели, а значит и виноградари иногда вели себя так, как будто виноградник принадлежал им, и притча Господа, записанная в Лк 20,9-16, рассказана как раз о таком случае. Господин посылает к ним рабов, “чтобы они дали ему плодов из виноградника”, однако виноградари, то ругают, то бьют, а то и убивают их, оставляя его ни с чем. Когда к ним приходит его сын, они видят, что он, несмотря на все предыдущие случаи, был послан за тем же самым. Они так долго пренебрегали всеми его посланниками, они так долго не давали ему ничего, что уже привыкли поступать по своей, собственной воле. Да и разве можно было подумать, что их господин, после столь долгого времени, вдруг ни с того ни с сего изменится? Он был так далеко и так долго (Лк 20,9), что они совсем не знали его. Господь спрашивает их: “Что же сделает с ними господин виноградника?” (Лк 20,15). Напрашивается очевидный ответ: “Судя по всем предыдущим случаям, ничего”. И тут Господь внезапно вставляет в свою историю долю нереального, говоря о том, что господин виноградника придет сам “и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим”. Даже, несмотря на все до сих пор пережитое и не взирая на то, что это стоило жизни его собственного сына. И эта доля нереального лает нам понять самое главное во всей этой истории. Нам кажется, что находящемуся вдали от нас Отцу, безразличен наш эгоизм, наше постоянное сопротивление, наше нежелание слушать рабов Его пророков. Однако, рано или поздно, наступит судный день, в котором Судией будет Он Сам. Даже то, что Он погубил Иудейских виноградарей, не умалило почти маниакального желания, желания, чтобы Его виноградари приносили Ему духовные плоды. Притчи, рассказанные об Израиле, должны вдохновлять и воодушевлять так же и нас.
Притча о человеке, насадившем виноградник и отлучившемся на долгое время, имеет важный и неожиданный разворот событий. Как правило, люди, обладающие землей, но никогда не посещающие ее, быстро забывают и о ней, и о посланных туда людях. Им просто нет дела до них. Однако в притче, после того, как Господь приводит слушателей к этому выводу, Он вдруг спрашивает их, что же сделает с ними господин виноградника (Лк 20,15)? Напрашивается очевидный ответ: “Да, ничего. Он не приходил в свой виноградник многие, многие годы, а потому и получил то, что получил”. Однако этот господин очень необычен. Он продолжает посылать своих рабов даже тогда, когда любой другой на его месте давно пришел бы в ярость. Так что Божие долготерпение в послании к ним пророков было так же очень и очень необычно. Но именно тогда, когда виноградари решили, что им все сошло, и также будет сходить с рук и дальше, что их господин так никогда и не вернется... он приходит и сам наказывает их. Он не нанимает воинов для исполнения этого наказания, он приходит сам - так же, как приидет для суда Господь. И вместо того, чтобы разочароваться в разведении винограда и во всем сельском хозяйстве, этот господин предпринимает еще одну попытку, и отдает виноградник другим виноградарям. Точно так же, как Господь поступил с язычниками.
1-8 Призвание благовестия
Это было неслыханный скандал, когда большинство из приглашенных гостей отказались от приглашения самого царя (Мф 22,9; Лк 14,21-23), а потому пока остывали блюда на приготовленном столе, во все стороны были посланы рабы, чтобы собрать людей, которые могли бы присутствовать на пиру. Это образ настойчивости призвания нашего благовестия. Ни один обыкновенный царь или же господин не станет приглашать за свой стол с улицы отбросы общества, однако именно таково чудо Божественной милостивой благодати в призвании благовестия, и... такова же беда человеческого неприятия его. Отказаться от царского приглашения означало отказ подчиняться царю, отказ исполнять его волю. Во времена Иисуса это было неслыханным делом. И все же эти люди не посчитали приглашение царя себе за честь. Обратите также внимание на то, что царь приглашал на пир через рабов своих не кого-нибудь, а так же господ. Сам Царь приглашал их! А это говорит о том, что Сам Господь Бог приглашает нас к общению с Ним через Своих рабов призванием благовестия. Так же не похоже, что в ожидании прихода жениха уснули все девы (Мф 25,5), ибо тогда бы все они должны представлять собой довольно ленивую и нерадивую компанию. Однако тут же Господь переключает наше внимание на самих себя, прием часто встречающийся в Его притчах, например, в Мф 21,31; Лк 7,43 (как и в других местах - см. 2Цар 12,5; 14,8; 3Цар 20,40). Обратите внимание на присутствие в притче Господа доли нереального, когда все, буквально все приглашенные отказываются от приглашения (Лк 14,18,24). Неужели и впрямь, никто не принял такого великодушного приглашения? Именно на этот вопрос должны были ответить слушающие эту притчу, ибо Господь призывал ею задуматься о том, не обо мне ли эта притча... может быть я все же смог бы принять призвание благовестия?
То, что царь приглашал нищих и убогих, тоже очень и очень странно... Что же это за Царь такой? И как же повезло этим нищим и убогими. И в этом чудесное наставление нам всем. И все же почему приглашенный на брачный пир гость отказался одеть при входе брачную одежду (Мф 22.11)? Все эти нереальности бросаются в глаза и заставляют задуматься о том, почему люди отказываются креститься, почему они отказываются облечься в праведные одежды Христовы, отказываются принять призыв благовестия? Спросите их, почему они отказываются принять то, что, как они и сами знают, больше всего необходимо им в этой жизни? Может быть потому, что несуразное поведение героев этой притчи не задело их?