Христианский сайт ВЕРИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Среда, 24.04.2024, 03:16
Вы вошли как Гость | Группа: "Гости" | RSS
"У здешних же были более благородные взгляды, чем у тех, что в Фессалониках, поскольку они приняли слово с необычайным рвением, основательно исследуя Писания каждый день, так ли это на самом деле. И стали верующими многие из них..." (Деян.17:11,12)
Главная Каталог статей Мой профиль Выход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Во что мы верим [18] Иные языки [12] Израиль и пророчества [14]
Суббота [10] О Боге [47] Ангелы [24]
Что есть человек [19] О сатане и диаволе [18] Возвращение Иисуса [31]
Есть ли вечные мучения [25] Наши проповеди [78] Разное [96]
Поиск
Главная » Статьи » Исследования Библии » Разное

Толкование притч Господа Иисуса Христа (часть 4)
ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА (часть 4)
 

2-1 Притча о блудном сыне

Предисловие

Человек получает прощение не только в водах крещения, но также и в повседневной жизни, и об обоих этих видах прощения рассказывается в притче о блудном сыне. Нам очень трудно во всей полноте понять и оценить очень часто (по несколько раз на дню) получаемое нами прощение, а потому в притче о блудном сыне можно заметить много Библейских ссылок на наше прощение. Господом о прощении было рассказано три притчи, из которых притча о блудном сыне была заключительной. Кому она была рассказана? Это видно из Лк 15,1: “Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его”, где двойное употребление местоимения “к Нему”, “Его” указывает на духовное обаяние Господа, привлекавшее к Нему всех жаждущих правды. А потому эти притчи служили для того, чтобы призвать народ к покаянию, рассказать людям о той великой радости, которую испытывает Отец, видя раскаяние человеческое. Если бы мы действительно всерьез осознали всю тяжесть наших повседневных грехов, тогда бы притча о блудном сыне произвела на нас точно такое же впечатление, как и на первых слушателей.
 

2-2 Блудный Израиль

Как и большинство из притч Господа, притча о блудном сыне, прежде всего, рассказана о народе Израильском, чему можно найти множество подтверждений в Ветхом Завете. На деле это означает, что величина и глубина, в конце концов, явленного покаяния Израиля, должны быть заметны в нашем раскаянии о соделанных грехах. А это на самом деле не легко сделать. Ниже приведенные ссылки ясно показывают, что Господь хотел, чтобы слушавшие Его притчу, видели в блудном сыне, заблудший Израиль, а значит и нас.


Слова о том, что отец пал на шею блудного сына и целовал его, тут же напоминают плач Иосифа на шее у Вениамина (еще один младший сын) - обычный образ принятия Христом покаявшегося Израиля в последние дни. Как Иосиф приказал своим рабам ввести сих людей в дом, заколоть что-нибудь из скота и приготовить (Быт 43,16), так же то же самое сделал и отец (Лк 15,23). Оба покаяния были отмечены трапезой (ср. с преломлением хлеба). Как блудный сын, так и братья Иосифа смирили себя до положения рабов. Как блудный сын, так и Израиль часто приводился “в себя” голодом (Руфь 1,1; 3Цар 8,37; Лк 4,25 и т.д.) Осознание блудного сына того, что он умирает от голода (Лк 15,17), сравнимо с описанием Иакова, как странствующего (буквально - гибнущего, потерянного) Арамеянина (Вт 26,5), обитавшего в земле, гибнущей от голода (Быт 41,36). Это горе постигло Израиль за “убийство” Иосифа (Иисуса), а потому в распутстве блудного сына можно видеть образ тех верующих, которые вновь распинают в себе Христа.


Блудный Израиль “пошел в дальнюю сторону” (Лк 15,13), словосочетание, обычно употребляемое в Ветхом Завете для описания рассеяния Израиля в языческие земли (Вт 29,22; 3Цар 8,41,46; 4Цар 20,14; 2Пар 6,32,36). Кстати сказать, “дальняя страна” из Лк 19,12 должна также означать языческие земли, куда ушел Христос (как и на небо), чтобы возвратиться в Израиль, когда тот пожелает видеть Его. Как и многие другие притчи, эта также построена на ветхозаветной притче: “Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны” (Пр 25,25). Подобно многим другим притчам, построенным на законе, эта также рассказывает о возвращении “из дальней страны” рассеянного, но раскаявшегося Израиля. Чувство свежести, отрадное чувство обновления, даруемое нам Богом, подталкивает нас к покаянию, а также к тому, чтобы мы вдохновляли покаяться и других. И все же нам нужно спросить себя, чувствуем ли и мы в себе ту же самую радость Божию “об одном грешнике кающемся”, ибо для этого необходимо иметь действительно настоящую самоотверженность и стремление к прославлению Отца.


Об общности нас, блудного сына и заблудшего в рассеянии Израиля говорит также еще и то, что блудный сын “расточил” имение отца, расточил так же, как Израиль расточил благовестие Божие, а потому и сам был расточен, рассеян. Обратите внимание на то, что блудный сын докатился до того, что сам жил как свинья (общеизвестный образ язычников). Возвращение блудного сына к отцу, встретившего его на пути, сравнимо с обращением Израиля к Господу Богу своему и собранием его Богом “от всех народов” (Вт 30,2,3).


В книге Осии блудный Израиль часто описывается как Израиль блудивший от Бога, от своего Отца и мужа, блудивший с окружающими его странами, за что он и был оставлен Богом на страдания от тех самых стран, идолам которых он поклонялся. Чувство стыда и познания неизменной любви Божией также часто возвращалось к Израилю, когда он “приходил в себя” (Ос 2; 5,11-15; 6,1; 7,8-10). Не приходится сомневаться в том, что, рассказывая притчу о блудном сыне, Господь думал именно об этой образности. Ос 2,7,8 - классические пример Израиля в образе блудливой жены: “И погонится за любовниками своими... и будет искать их, но не найдет, и скажет: "пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь". А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали [истукана] Ваала”. Вся эта благодать хлеба, вина и елея напоминают о благословениях, обетованных во Вт 28. Важно отметить, что все эти благословения были отняты у Израиля не сразу, как только он начал блудить, что говорит о том, что чисто материальные благословения далеко не всегда являются подтверждением Божиего благоволения к нам. Расточение имения отца “с блудницами” (Лк 15,30) сравнимо с разделением его с идолами. Духовные сокровища завета с Богом вместе с материальными благословениями Израиля были расточены им на лево и направо. Убеждение в том, что учение не имеет никакого значения, мысли о том, что и другие церкви имеют общение с Богом, а так же то, что трата времени, сил и денег на окружающий нас мир вполне позволительное дело, как раз и являются тем самым расточением имения Божия с блудницами. Пред лицем Божиим, в Его глазах все это одно и то же. “Рука” Божия действовала в Израиле, дабы явить им серьезность их заблуждений (Ос 2,10), что показывает глубину любви Божией... даже по отношению к нарушившим с Ним завет, ибо рука Божия и их ведет к покаянию.


В Иер 31,18-20 записаны слова плача Ефрема: “Ты наказал меня, и я наказан... обрати меня, и обращусь... Когда я был обращен, я каялся, и когда был вразумлен... я был постыжен, я был смущен, потому что нес бесславие юности моей. Не дорогой ли у Меня сын Ефрем?.. не любимое ли дитя? ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем... умилосержусь над ним, говорит Господь”. Не стоит думать, что Бог решил обратить Израиль (блудного сына) к Себе лишь в какой-то определенный момент. Он был обращен, потому что Бог все время помнил о Своем блудном сыне, а потому тот вразумлялся и обращался к Нему.


Возможно на семью в притче о блудном сыне стоит смотреть как на образ священства, где блудный Израиль представляет собой “царственное священство”. Сын не просил у отца части своего наследства - он просил часть своего имения, у левитов же, если вспомнить, не должно было быть имения. А это, конечно же, эхо проклятии священнической семьи Илия: “и всякий, оставшийся из дома твоего, придет кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба и скажет: "причисли меня к какой-либо левитской должности, чтоб иметь пропитание"” (1Цар 2,36). У отца были наемники, а это напоминает о Лев 22,10, где говорится о наемниках в священнических семьях, выполнявших повседневную, рутинную работу по дому (ср. с Гаваонитянами). А потому получается, что блудный сын просил вернуть ему священническую должность, ибо он, оставив все свое духовное превосходство, был готов согласиться на что угодно, лишь бы вновь принадлежать к священству. Точно так же в последние дни и Израиль, оставив все, во что он до сих пор верит, будет принят Богом, как любой другой языческий народ. Наше отношение к покаянию должно быть точно таким, ибо и нам необходимо желать лишь одного - смиренного причисления к дому Божию, чтобы иметь радость быть ближе к Нему. Еще одно подтверждение того, что образом языческих народов являются “наемники”, видно в том, что они в притче “избыточествуют хлебом”, что напоминает о Мф 14,20, где говорится о “насыщении” хлебом, сотворенным Иисусом Христом.


Притча о потерянной драхме следует за притчей о потерянной овце, рассказанной раньше в этой же главе. “Народ Мой был как погибшие овцы... к погибшим овцам дома Израилева” (Иер 50,6; Мф 10,6; 15,24). Сравнение этой притчи с Ос 7,9,10 говорит о том, что большинство в Израиле остаются блудными сынами в стране свиней: “Чужие пожирали силу его (ср. с расточившим имение свое) и он не замечал... и при всем том они не обратились к Господу Богу своему и не взыскали Его”. Нелогичность Израиля, остающегося до сих пор в таком жалком духовном положении, хороший пример для нас, ибо и мы, духовный Израиль, вполне способны быть так же безумны, чтобы отвернуться от живого и действительного общения с Богом.

Причиной перечисления такого множества доказательств является то, что покаяние Израиля в последние дни является ярким образом нашего собственного покаяния в нашей жизни. Им предстоит горько плакать и рыдать от познания самих себя и от ненависти к самим себе - плакать так же, как оплакивает отец своего единственного сына. А мы? Мы проливали слезы при раскаянии? Понимаем ли и мы, как то предстоит понять им, что и наши грехи являются причиной Его распятия? Понимаем ли мы, что наше духовное безразличие и недопонимание того, кем мы являемся на самом деле, является тем, что и мы думаем, как Израиль, что Он был поражаем только потому, что в Нем не было вида (Ис 53,2-5), а потому и живем совершенно не думая о силе и чуде Его крестной смерти?

Дух закона

В Ветхом Завете можно найти несколько мест для основания притчи о блудном сыне. Стоит обратить особое внимание на то, что несколько из них рассказывают о покаянии блудного сына, как об образе совершения духа по закону Моисееву, о котором повествуют так много притч. Так, например, старшему сыну было сказано: “Слушай, сын мой, и будь мудр... Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. Слушайся отца твоего... Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем” (Пр 23,19-26). Связь этой притчи с притчей о блудном сыне очевидна. Бог радуется его возвращению, торжествует о том, что ему хватило мудрости начать слушать своего отца. А отсюда понятно, что Бог испытывает радость не из-за того, что мы наконец-то осознали, что находимся в противоборстве с Ним, а потому и думаем о том, что что-то необходимо делать с этим. Ибо настоящее покаяние, является истинным пониманием мудрости Божией, а следовательно, обладанием ей и последующей жизнью по ней.

Нам самим предоставляется возможность додумать, чем закончится решение блудного сына слушаться своего отца после его возвращения к нему, как и о том, что будет с блудным Израилем в последние дни. “Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение” (Пр 29,3), - весьма вероятно, что именно об этой притче думал Господь, когда рассказывал свою притчу о блудном сыне. Очевидно, Он в этой притче видел согрешившего, но кающегося человека. Покаяние и мудрость неотделимы, тем самым являя то, что покаяние является не столько неожиданным угрызением совести, сколько результатом настоящего познания Бога. Блудный сын хотел вернуться домой к отцу, потому что его наемники избыточествовали хлебом. То же самое греческое слово, только переведенное как “оставшиеся”, встречается и в Ин 6,12,13, где говорится об остатках, об избытке кусков хлеба после насыщения пяти тысяч. В этой воплотившейся в насыщении людей хлебом притче, хлеб является образом духовной пищи, духовных слов Христа, которых и должен страстно алкать кающийся грешник, которых не может заменить простое успокоение совести. “Хранящий закон - сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего” (Пр 28,7). Из этой притчи видно, что истинное покаяние и знание мудрости Божией равносильно соблюдению закона. “Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство” (Пр 17,2). Похоже, что и эта притча связана с притчей о блудном сыне, подразумевая, что мудрый сын, готовый смириться до уровня раба и наемника, на самом деле выше того, который все время действовал в строгом соответствии с буквой закона. Так же и сына, желавшего “наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи”, можно уподобить Лазарю, который желал “напитаться крошками, падающими со стола богача” (Лк 16,21). В Лазаре же можно легко разглядеть совершенно оправданного полного раскаяния грешника. Нам почти невозможно выразить словами то, как Бог вменяет нам праведность Своего Сына, ибо наше окончательное спасение, в конце концов, зависит исключительно от веры.

2-3 Раскаяние блудного сына: крещение?

В этой притче рассказывается об основах покаяния, ибо мы каемся много раз и при различных обстоятельствах. Именно по этой причине существует несколько возможных истолкований этой притчи. Есть несколько причин видеть в блудном сыне, оставившего языческих свиней, образ крещения, отделяющего верующего от языческого мира, как и исход Израиля из Египта является образом нашего покаяния и исходом из мира сего через крещение (1Кор 10,1). И в этом случае вся наша жизнь после крещения становится образом возвращения блудного сына домой, образом неуверенного, спотыкающегося человека, со смирением бредущего к дому, которого переполняют чувства то сожаления и горького раскаяния, то вдруг необычайно ярко вспыхивающей ослепительной надежды быть принятым в доме Божием. Каждый шаг, преодолевая голод и жажду, дается с трудом, но мы идем к сжалившемуся над нами Отцом, Который спешит нам навстречу, радуясь о нас, как о потерянной овце. В Библии много раз говорится и об обращении Бога к Своему народу, и о нашем обращении к Богу. Вся наша жизнь посвящена поиску Бога, как и Бог все время ищет нашего настоящего духовного развития. “Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам” (Иак 4,8) - намек на притчу о блудном сыне. Эта мысль должна вдохновлять нас каждый день в нашей обыденно проходящей жизни, когда мы стараемся преодолеть наш врожденный страх и природное неверие Богу. Первое, что было сказано блудным сыном своему отцом, было, “отче! я согрешил” (Лк 15,21). Разве не то же самое скажем в первую очередь и мы в судный день? Подумайте об этом! Какими окажутся наши первые мысли и слова, когда мы увидим славу Отчую в лице Иисуса Христа? Преизобилующая любовь отца, почти выплескивается из него, ярко свидетельствуя о том, что его сынишка будет прощен и принят в отчий дом. Торопливость отца и его стремительность подчеркивается многократным повторением союза “и”: “И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его”. Тщательно приготовленная мольбы сына о милости не была нужна для сына, она была нужна отцу, и в этом виден намек на Ис 65,24: “И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу”. В первую очередь эти слова говорят об отношениях между Богом и людьми в тысячелетнее Царство Христа. Однако, наши переживания и чувства ежедневного прощения уже сейчас дают нам возможность предвкушать восстановление близости с Богом, ожидающее нас в Царстве.

Радостное возвращение домой и веселье за трапезой после покаяния блудного сына можно сравнить с брачным пиром, который начнется в тысячелетнее Царство Христа. Откормленный теленок, поэтому сравним с “откормленными”, которые были заколоты на брачный пир в Царстве в Мф 22,4. Те же Иудеи, отказавшиеся принять приглашение и прийти на пир, сравнимы со старшим братом. “Станем есть и веселиться!” (Лк 15,23) - намек Господа на Его же описание брачного пира: “Возрадуемся и возвеселимся... ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя” (Откр 19,7). Слова, “войди в радость господина твоего” (Мф 25,21), равносильны притче о десяти девах. А потому существует веская причина полагать, что Господь сознательно составлял Свои притчи так, чтобы они были связаны друг с другом, тем самым образуя одну, цельную картину.

Дополнительные доказательства

Здесь представлены еще несколько дополнительных доказательств, намеков и ссылок на покаяние блудного сына.


Живя в далекой стране со свиньями этот сын “расточил имение свое, живя распутно” (Лк 15,13). То же самое греческое слово встречается в 1Пет 4,4, где говорится о “распутстве” язычников (а также о заблуждениях в экклесии в последние дни?)


В ответ на упрек фарисеев в том, что Господь ест с грешниками, Он рассказал им три притчи (Лк 15,2), тем самым дав понять, что Его трапеза с ними была в духе радости находки потерянной овцы, драхмы и возвращения блудного сына. Таким образом покаяние блудного сына связано с теми, кто откликнулся на благовестие Христа.


Блудный сын “прожил все” (Лк 15,14) так же, как и “истощила все” больная женщина прежде чем ей прийти и прикоснуться праведной одежде Христа. То же самое происходит с нами при крещении(1).


Умирание от голода блудного сына предполагает связь с Ин 6,35: “Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне (ср. с блудным сыном) не будет алкать... и приходящего ко Мне не изгоню вон” (ср. с принятием блудного сына). Наш приход к Христу в большей степени начинается после крещения.


Блудный сын “пристал к одному из жителей страны той” - персонификация Библейского диавола, к которому принадлежим мы до своего обращения. Он освободился от него только тогда, когда решил вернуться к отцу. Он “был мертв и ожил” - также намек на крещение (ср. с Рим 6,3-5; Кол 2,13). Он “встал и пошел” (Лк 15,20) от свиней - намек на обновленную жизнь и воскресение.

В том, что рассказано о возвращении домой блудного сына, можно предположить описание причащения раскаявшихся грешников к вознаграждению Христову. Переодевание его в лучшую одежду напоминает Зах 3,4, где описано то, что было сделано Христу при прославлении Его. Переодевание блудного сына, “перстень на руку его и обувь на ноги”, напоминают об Иосифе (Иисусе) в день его прославления (Быт 41,42). Мы уже говорили, что эта притча во многом напоминают историю Иосифа, где братья Иосифа являются прообразом Израиля и всех грешников. Но тут происходит неожиданный поворот в истории - грешники (братья) неожиданно становятся причастниками благ святого (Иосифа). А это - основа из основ благовестия оправдания во Христе, через вменение нам Его праведности, дабы и мы смогли стать причастниками наследия Его. Все это хорошо видно в брачной вечери Агнца, а также каждый раз при нашем покаянии, когда мы наяву вновь и вновь воплощаем в жизнь притчу о возвращении блудного сына.

Воплощение притчи

Совершенно очевидно, что без крещения все мы живем жизнью блудного сына до тех пор, пока не осознаем природу и размер своих грехов и не осмелимся поверить в любовь Божию, дабы поспешить восстать и пойти к Нему навстречу. Типичным и широко распространенным образом совершения греха является образ блуда, образ блудницы (ср. с Иак 1,13-15). Все наши грехи являются нашей неверностью нашему мужу, Христу. Эта неверность - не просто мимолетное нарушение верности, ибо Святой Дух употребляет еще более сильные образы для распутства. В Послание Иакова можно найти несколько ссылок на притчу о блудном сыне, которые говорят о том, что то, что было пережито им, может ежедневно (и не один раз!) происходить в жизни верующего после крещения. Блудный сын “прожил все”. То же самое греческое слово встречается в Иак 4,3, где говорится о просящем верующем, который просит “не на добро (как и блудный сын), а чтобы употребить (= прожить - то же самое гр. слово) для ваших вожделений”. И дальше: “Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?” (Иак 4,4). Как все это напоминает притчу о блудном сыне! Однако из дальнейшего содержания Послания видно, что блудный сын оказывается более близок к отцу, нежели его старший брат в экклесии: “До ревности любит дух, живущий в нас (ср. со старшим братом)... Бог... смиренным дает благодать (прощение?)... Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам (ср. со встречей блудного сына со своим отцом)... смех ваш (распутная жизнь блудного сына) да обратится в плач... кто злословит брата или судит брата своего... то ты не исполнитель закона (как старший брат в притче), но судья” (Иак 4,5-11).

После нашего осознания ужаса греха и покаяния в нем, в нас должно возникать то же самое чувство полнейшей совершенности, какое возникает при чтении притчи о блудном сыне, ибо раскаяние блудного сына является нашим раскаянием. Пришествие в себя, восстание и направление своих шагов от свиней к дому отца, должно быть главным в нашем ежедневном покаянии. Связь с Пр 29,21, в переводе 70-ти, говорит о том, что “в последствии” все же существует возможность возвращения назад: “Иже ласкосерд будет от детства, поработится, на последок же болезновати будет о сем”. И все же, все же... блудный сын, после своей “болезни”, вернулся к отцу.

Приход в себя блудного сына, его покаяние (Лк 15,17), говорит о том, что его жизнь во грехе была безумием, была полусознательной духовной жизнью. А это полуживое, полумертвое духовное состояние всегда возникает в тот момент, когда мы грешим. Конечно, это не означает, что Бог смотрит на наши грехи и сопереживает им точно так же, как то делаем мы. Господь всегда бодрствовал на страже против греха. А понимание этого может помочь нам понять, то насколько серьезна и необходима наша борьба против греха.

Примечание

(1) Other similarities between the prodigal and that widow are to be found in 'Studies In The Gospels' by H.A.W.

Категория: Разное | Добавил: Вериец (29.07.2008)
Просмотров: 1062 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block content
Copyright MyCorp © 2024