ОСНОВЫ МИРА
Планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг своей оси и описывающая широкий круг в беспредельном космическом пространстве, несет на своей поверхности более шести миллиардов. Эта небесная орбита светится подобно другим родственным ей сферам. Если посмотреть на нее со стороны, она выглядит сверкающей, "как алмаз в небе" (1), и вместе с небесами провозглашает славу Божью и демонстрирует Его творение.
Это небесное светило, само по себе являющееся миром или системой, зовется землей. Оно является жилищем для животных, пасущихся на его полях, прячущихся в его лесах, парящих в его атмосфере и пересекающих его морские пути. Во главе всего этого мира стоит создание, подобное им самим: животное, чувственное и смертное. Имя ему - человек. Он наполнил землю, стал обладать ею и прославил ее собой (2). Однако его превосходство над другими созданиями оказалось горьким и проявилось скорее в преступлениях, чем в добродетелях. В его сердце таилось зло (3), и, предоставленный своим неконтролируемым порывам, он стал распущенным, безжалостным и более жестоким, чем самый лютый хищный зверь.
Вот какое существо претендует на независимое господство над земным шаром. Человек установил владычество и власть; он построил большие города и возгордился делами рук своих, говоря: "Не построено ли это силой моего могущества и во славу моего величия?" (4) Он не признает никакого господства над собой и заявляет о неотъемлемом и данном ему от рождения праве на самостоятельное правление и установление любых гражданских или духовных институтов, наиболее соответствующих его чувственной и непостоянной натуре. Вследствие этого земля превращается в арену неистовой борьбы, ее поверхность залита кровью, а смешавшиеся между собой крики насильников и их жертв возносятся к трону Всевышнего.
Искусный в мудрости земной, пришедшей "снизу", человек по натуре не сведущ в мудрости, которая "чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна" (5). Это тот нрав, к которому "перстный" человек, руководимый плотским разумом, склонности не имеет. Он расположен подчиняться своим природным страстям и совершать дурные поступки: "прелюбодеяния, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное" (6). Все это составляет характер мира: "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" (7), - на котором поставлена печать вечного Божественного осуждения. "Поступающие так Царствия Божьего не наследуют", они умрут.
Таков мир рода человеческого - великого и нечестивого врага Бога на земле! Его разум не покоряется закону Божиему, да и не может этого сделать (8). Что следует сказать об этом? Является ли мир, который мы видим, сформированным окончательно? Завладели ли поколения людей, бунтующих против Бога, этим миром на бесконечные времена? Должны ли люди вечно повторять историю прошлого? Должна ли земля быть проклята всегда, а грех и смерть праздновать победу? Кто может ответить на эти вопросы? Если мы посмотрим на звездный купол, оттуда не донесется ни голоса, ни знака, выражающего истину. Звезды свидетельствуют о вечной власти и божественности их Создателя, но не говорят о судьбе Земли и человека на ней. Если мы спросим горы и холмы, долины и равнины, реки, моря и океаны об их происхождении и цели, с которой они были созданы, то ни их скалы, ни пласты пород, ни окаменелости не удостоят нас ответом. Повернемся к человеку и спросим его: "Откуда ты пришел, и какова твоя судьба? Откуда взялось в природе зло, почему ты смертен, кто создал тебя, кто вовлек в распространившиеся повсюду гибель и беды?"
Спросите любого младенца об истории прошлых дней, и он, так же мало, как и взрослый, сможет ответить на эти вопросы без откровения Того, Кто был до всего и Кому с начала известно все, что будет происходить в будущем. Таким образом, истинно, что без помощи небесного света люди "от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видел другого Бога, кроме Тебя, Который столько сделал бы для надеющихся на Него" (9).
Добавим комментарий апостола к этим словам пророка: "А нам Бог открыл это Духом Своим... Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным" (10).
К Библии, поэтому, должны были бы прийти все, кто мудр в духовных вещах. Это великая истина, важность которой лишь немногие из сынов человеческих научились понимать по достоинству. Человек может быть основательно подготовлен во всех вопросах "богословия", хорошо осведомлен в области языческой мифологии, уметь говорить на языках всех народов, вычислять расстояния между небесными светилами и точно рассчитывать их вес, он может знать все науки и объяснить все загадки, - но если при всем этом он невежественен в "вопросах духа", если он не знает истинного смысла Библии, он, казалось бы такой мудрый, в действительности оказывается глупцом. Поэтому апостол сказал: "Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом, как написано: "уловляет мудрых в лукавстве их". И еще: "Господь знает умствования мудрецов, что они суетны". "Итак, никто не хвались человеками" (1-е Коринфянам 3:18-21). Если бы наши современники могли усвоить только эту великую заповедь, "никто не хвались человеками", они перепрыгнули бы барьер, который, как роковое препятствие, мешает миллионам людей понять истину и повиноваться ей.
Бог, давая ясную оценку тому, что среди людей считается мудростью, говорит, что существует другая мудрость, которую Он и призывает понять. Это "премудрость Божия, тайная" (11), о которой говорится также, что она "сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков ... которой никто из властей века сего не познал". Сказано, что она должна была быть сохранена в тайне, потому что до апостольских времен не была возвещена. "Мне (Павлу) через откровение возвещена тайна ... которая не была возвещена прежним поколениям (времена закона Моисеева) сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом (Святым), чтоб и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования" (Ефесянам 3:3,5,6).
Это "познание Бога" (12), вмещающее "великие и драгоценные обетования", понимание которых способно сделать человека мудрым и "причастником Божеского естества". Сейчас, когда эти потаенные вещи ясно возвещены, они все еще продолжают считаться тайной не из-за их непонятности, а потому что они когда-то были скрыты от людей. Поэтому то, что было проповедано язычникам и во что они поверили, Павел именует "таинством веры" и "благочестия тайной", называя часть из этого: "Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (1-е Тимофею 3:9,16). Таким образом, объяснимая тайна - это когда-то сокрытая Божья мудрость, ставшая сущностью просвещенной веры. Это, однако, не имеет отношения к религиозным системам, рожденным не от истины. Необъяснимая тайна является ultima ratio (последним доводом / решительным аргументом) для всех трудностей, неразрешимых в общинах верующих. Он звучит так: "Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим" (13). Это верно, но то, что было сокрыто во времена Моисея, открылось Богом апостолам и пророкам для нашего сведения.
Никто не имеет права ограничивать то, что открыл нам Бог, рамками собственного невежества. Такому человеку может быть что-то неизвестно, но из этого не следует, что это абсолютно необъяснимо или сокрыто от нас. Он может этого не знать или, если объяснить ему, его интеллекта может оказаться недостаточно, чтобы это постигнуть, или его предубеждения или сектантская узость могут затемнить понимание, - все это не означает, что эти вещи необъяснимы или загадочны для других людей. Такие люди имеют право сказать: "Я ничего об этом не знаю". Они могут сознаться в собственном невежестве и решить для себя, исследовать этот вопрос или нет, но они дерзко переходят границы приличий, чтобы осмелиться сделать большее. Те, кто не имеет побочных интересов, уводящих от истины, хотят узнать ее с тем, чтобы верить и сообразно с этим поступать. Однако там, где возрастает знание, начинают подвергаться опасности "законные интересы" секты, человек требует от ее лидеров и членов признания их ошибок и того, что они не знали истины; такие вещи обескураживают, осуждаются и запрещаются как чересчур рискованные и загадочные для понимания, или, если они понятны, как не имеющие практического применения. Так человечество окутывается, как в покров, в ощущение собственной безошибочности. Люди подавляют всякий прогресс и, хвалясь своим неведением, принижают те сферы, в которые они опасаются заглядывать из-за страха оказаться за пределами своего понимания.
Помимо прославления людей, эта несчастная особенность человеческого разума разработала целую систему вещей, враждебных установлениям и мудрости Яхве. Этот мир состоит из многих подчиненных друг другу частей. Он оживлен одним духом, который, в различных модификациях, наполняет собой и приводит в движение целое. Этот злой дух может быть обнаружен везде, где работает догма необъяснимой тайны. Имя этой системы и есть "тайна" (14). Ее губительный эффект начинает обнаруживаться в апостольские времена. Она зовется "тайной беззакония" (15), которая, как и предсказано, подобно раку, разъела истину и предложила вместо нее гражданское и церковное устройство, именуемое "блудницы и мерзости земные" (16), которое мы повсюду наблюдаем.
"Главное - мудрость, - говорит Писание, - приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою голову прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец" (17). Если ты, о Читатель, отыскал эту мудрость, ты счастлив. "Потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, прибыли от нее больше, нежели от золота. Она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие в правой руке ее, а в левой у нее богатство и слава; пути ее - пути приятные, и все стези ее - мирные. Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее!" (Притчи 3:14-18).
Перед Сыном Божьим посланы его апостолы возвестить благую весть о царстве его имени: "отверз (Иисус) им ум к уразумению Писаний" (18). Если ты достиг познания Божьей мудрости, которая столь бесценна и которая содержится в слове, поведанном ими, ты тоже должен стать таким просветителем. Это является обязательным, потому что этого нельзя достичь только из Писаний истины, которые "могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2-е Тимофею 3:15-17). Что еще можно пожелать, кроме совершенства и великолепного венца славы, в грядущем времени? Изучай Писание с прилежанием маленького ребенка, и твой труд не будет напрасен. Отгоняй, как ночные кошмары, человеческие обычаи и предубеждения, внушенные тебе, принеси в жертву всесожжения их убеждения, вероисповедания, наставления и религиозные догматы, и, подобно ученикам в Ефесе, отдай свои странные теологические книги и сожги их перед всеми (Деяния Апостолов 19:19). Эти горы хлама служили темному и варварскому времени; слово, слово единственного живого Бога, - вот в чем нуждается наш век.
Пусть опыт "благомысленных" людей из Верии станет нашим собственным. Они ежедневно разбирали Писания, чтобы убедиться, можно ли верить тому, чему учили апостолы, - "и многие из них уверовали" (Деяния Апостолов 17:11,12). Однако, если даже апостольская проповедь не была принята на веру без дополнительного изучения Писаний, то не возложена ли на нас бесконечно большая обязанность проверять подобным же образом мнения и наставления богословов - профессионалов наших дней, не вдохновленные Святым Духом, а подверженные ошибкам? Давайте же не верить тому, что мы слышим с "кафедры" проповедника, с "алтаря" или из прессы, если это не демонстрирует нам правильный смысл Писания. Давайте не будем довольствоваться сказанным, если при этом не подтверждено, что "так написано в Писании" или "так говорит Господь", потому что Он Сам постановил в Своем законе, что не достоин веры тот, кто говорит не согласно с Его уставом. "Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света" (Исаия 8:20). Если же их свет - тьма, то какова же тьма! (19)
Писание способно осветить для нас любой предмет. Все, желавшие оградиться от ошибок, узнали, прочувствовали и высоко оценили это. Потому в дни Диоклетиана, одного из языческих предков Константина, был издан указ о сдаче властям всех экземпляров Святого Писания: было обнаружено, что с тех пор, как оно появилось, распространение христианства не могло более сдерживаться. Папы Римские, как смертельные и еще более коварные враги Истины, чем языческие римские императоры, следовали примеру Диоклетиана. Библия и папизм, или католицизм, враждебны друг другу, как солнечный свет и непроглядная египетская ночь. Однако не только язычество и католицизм являются реальными противниками свободного и беспрепятственного изучения Слова Божьего. Протестантский мир, самонадеянно обманываясь тем, что "Библия, и только Библия, - религия протестантов", и тратя огромные суммы на распространение ее среди народов на их родном языке, постепенно сам стал врагом той веры и образа жизни, которые провозгласил. "Только Библия" не является его религией, ведь если бы так было, для чего тогда его профессора обременены "Книгой общих молитв", "39 догматами вероисповедания" и прочими вещами подобного рода? Верить и применять в жизни то, что написано только в Библии, было бы достаточной основой для исключения из всех "традиционных церквей". Когда Чиллингворт высказал свое мнение (Уильям Чиллингворт - английский англиканский богослов и полемист, 1602 - 1644, в 1638 г. опубликовал большой труд "Религия протестантства - верный путь к спасению", в котором содержался аргумент, за который автор приобрел наибольшую известность: "Писание содержит все, во что следует верить; оно является полным и совершенным, а не незаконченным и частичным принципом веры" - Примечание переводчика), в нем было больше правды, чем в современном нам протестантизме, но сейчас это так же далеко от реальности, как то, что протестантизм - религия Христа.
Протестовать против таких ошибок, как католицизм, и заявлять, что каждый человек имеет право поклоняться Богу согласно своей совести, - это совершенно не то же, что верить и слушаться благовествования о Царстве Божием и безупречно себя вести согласно установлениям Господа. Тот, кто поступает так, становится "неудобным" для государственных церквей и сектантских групп верующих, потому что религия Библии требует от человека "подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуда 3), что в наше время не может быть сделано без переворота основ самоуспокоенных, любующихся собой и восхваляющих себя общин с антикатолическим порядком вещей. Верно, что ни один человек или власть не имеет права вмешиваться в отношения между Богом и человеческой совестью, но так же верно и то, что ни один человек не имеет права поклоняться Богу так, как ему нравится. Это протестантское заблуждение. Человек имеет право поклоняться Богу только так, как это определил Сам Бог. "Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" (20). Это осуждение, высказанное Божественной мудростью по отношению к любому почитанию, которое не назначил Он Сам. Он заявляет, что это тщетное поклонение, о котором апостолы говорили язычникам: "Никто да не осуждает вас за пищу, или питье, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу; никто да не обольщает вас самодовольным смиренномудрием и служением Ангелов; для чего вы ... держитесь постановлений (dogmatizesqe) ... по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самодовольном служении, смиренномудрии" (Колоссянам 2:16-23).
Это предостережение относится ко всем видам вероисповедания и поклонения, будь то католицизм или протестантство. Если католики осуждают людей за пищу, то протестанты - за питье и Субботу, а те и другие вместе - за праздники; хотя протестантизм не признает почитания ангелов, он проявляет в своих "постах", "очищениях" и т. п. "самодовольное смиренномудрие" так же, как и в почитании "святых" и мучеников, прославленных в легендах за "гордость публичного смирения". Пусть читатель изучит Писание от первой до последней страницы, и он нигде не обнаружит той системы поклонения, которая существует в католической и протестантской церквях.
Среди их прихожан не проповедуется евангелие Царства Божьего во имя Иисуса; это общины с "необрезанным сердцем" (21); теологические диссертации у них заменили такое "объяснение Писаний", какое делали апостолы: "(он) излагал им учение о Царстве Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их об Иисусе из закона Моисеева и пророков" (Деяния Апостолов 28:23,31). Все сорта течений в протестантизме, которым мир апостольского времени был абсолютно чужд, буйно разрастаются сейчас; похоть плоти и похоть очей и гордость житейская убивают собой даже энергию и рвение антикатолического бунта, из которого они возникли; они - умершие, и умершие дважды, вырванные с корнем (22), и пришло время отсечь их, как негодную ветвь от доброй маслины (Римлянам 11:17, 20,22).
Пусть, потому, каждый человек, который хотел бы избежать растущего в нем возмущения и стать наследником Царства Божия, бережет себя от порочных, безжизненных и бесплодных религиозных течений этих "Последних Дней" (23). Оставаясь их участником, он содействует их злым делам, и они оказывают на него дурное влияние. В их среде слово человеческое заставило замолчать Слово Бога, а религия выродилась в предмет потребления, который профессионалы продают за деньги согласно вкусам, преобладающим на мировом рынке человеческих душ.
Потому "перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его: ибо, что он значит?" (24) "Они - слепые вожди слепых" (25), в которых нет света, потому что они говорят, не согласуясь с законом и откровением Божиим. Давайте отвергнем их догматическое богословие, давайте откажемся от их тайн, давайте заявим о нашей независимости от всех человеческих авторитетов в вопросах веры и деятельности вне слова Божьего. Писание способно сделать нас мудрыми, традиционные же "богословы" - нет. Давайте же придем к Писанию, потому что мы уверены в том, что кто ищет, тот найдет (26). Искать же мы должны в свете Писания и не позволять этому свету потускнеть из-за тщеславных мыслей и фантазий, возносящихся вопреки знанию Божиему. Как велико утешение: "мудрые уразумеют "и "будут сиять, как светила на тверди" (27). Пусть наше счастье, заключающееся в том, чтобы понимать, верить и действовать, будет таковым, что мы станем "блаженны в своем действовании", достигнем славной свободы и проявимся как сыновья Божии (28).
Обратимся же к Библии "как к светильнику, сияющему в темном месте" (29), и со смирением, усердием и независимостью мышления тщательно изучим то, что открывается нам для послушания и укрепления в вере. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы дать ясную картину того, что содержится в этой правдивой и удивительной книге, которая откроет читателю глаза, облегчит ее понимание и поможет объяснить это другим, чтобы он смог стать "делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины", и быть способным разумно "подвизаться за веру"; "обратившие (же) многих к правде" будут сиять, "как звезды во веки, навсегда" (30).
Осуществляя это намерение, мы должны поступать так, как делали бы с любой другой книгой, или как если бы преподавали любую область искусства или науки, а именно: начав с начала, или с самых основ. Так действовал Дух Божий, когда послал Моисея со своими указаниями к израильтянам. Он начал Свое откровение, рассказав им, а теперь и нам, о сотворении небес и земли, животных и человека. Это, как нам кажется, подходящая точка отсчета и для нас, а так как нам уже открыто все устройство полностью, чего не было в их случае, мы можем расширить наше исследование, дополнительно выяснив причину, или философию вещей. Давайте же начнем, и пусть Сам Господь благоприятствует нашим попыткам расшифровать, понять Его Слово и очистить от традиций и догматики современной теологии, первоначально бывшей полезной в своей "оппозиции" к Тайне Беззакония, но сейчас "ветшающей и стареющей близко к уничтожению" (31) вместе с теми вещами, против которых она выступала, но которые, несмотря на истощающуюся гражданскую и церковную тиранию Образа Зверя (32), своими толкованиями отняли у людей "ключ разумения" (33) и, тем самым, воспрепятствовали им войти в Царство Небесное. Мы постараемся возвратить этот "Ключ", чтобы они могли понять "тайны Царствия" (34), "иметь право на древо жизни и войти в город воротами" (Откровение 22:14). Даст Бог, мы сделаем это.
ССЫЛКИ
(авторские примечания - в тексте)
1) Псалом 18:2; 2) Бытие 1:28; 3) Бытие 8:21; 4) Даниил 4:27; 5) Иаков 3:17; 6) Галатам 5:19-21; 7) 1-е Иоанна 2:16; 8) Римлянам 8:7; 9) Исаия 64:4; 10) 1-е Коринфянам 2:9,10,13; 11) 1-е Коринфянам 2:7-8; 12) 2-е Петра 1:2-4; 13) Второзаконие 29:29; 14) Откровение 17:5; 15) 2-е Фессалоникийцам 2:7; 16) Откровение 17:5; 17) Притчи 4:7-9; 18) Лука 24:45; 19) Матфей 6:23; 20) Марк 7:7; 21) Деяния Апостолов 7:51; 22) Иуда 12; 23) Иезекииль 38:16; Даниил 2:28; 2-е Иоанна 11; 24) Исаия 2:22; 25) Матфей 15:14; 26) Матфей 7:7; 27) Даниил 12:10,3; 28) Иаков 1:25; Римлянам 8:4; 29) 2-е Петра 1:19; 30) 2-е Тимофею 2:15; Иуда 3; Даниил 12:3; 31) Евреям 8:13; 32) Откровение 13:14; 33) Лука 11:52; Матфей 23:13; 34) Лука 8:10
|