Евреи, Арабы и Библейское пророчество (часть 5)
6. Другие варианты на ту же тему
Три ветхозаветных пророчества, рассмотренные в предыдущей главе, фактически, являлись только началом большой и поразительной части библейского откровения драмы Последних Дней. Они предоставляют нам полезные рамки, в которые мы можем теперь поместить удивительное число других пророчеств. Одно из них содержится в Псалме 82. У некоторых читателей может вызвать изумление предположение, что данный псалом может быть пророчеством. Разве псалтырь не являлся книгой храмовых гимнов в Иерусалиме? Да, верно. Но Господь Иисус и апостолы однозначно рассматривали эти псалмы как пророчества. Новый Завет содержит очень впечатляющие примеры этому.
Десять захватчиков
Псалом 82 рисует картину народа Израильского, поставленного на колени неотразимым коварством его врагов:
“Против народа Твоего составили коварный умысел, и совещаются против хранимых Тобою. Сказали: “Пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля” (стихи 4,5).
Примечательной чертой в этой ситуации является то, что эти самые евреи – так кичливо самонадеянные, настолько уверенные в себе – поставлены в такое положение, что умоляют Бога о своем избавлении:
“Боже! Не премолчи, не безмолвствуй, и не оставайся в покое, Боже!” (стих 2).
Эти злобствующие враги названы поименно:
Едом |
Аммон |
Измаильтяне |
Амалик |
Моав |
Филистимляне |
Агаряне |
Тир |
Гевал |
Ассур |
Определить местонахождение этих народов в библейские времена – работа нетяжелая. Израиль находится как раз в окружении всех этих народов.
“Я был здесь прежде”
Конечно, на ум сразу приходит вопрос: возможно, этот Псалом, фактически, отразил некий кризис в истории Израиля в древние дни? В лучшем случае ответ таков: вполне возможно, что указанные события произошли в дни царя Езекии (700 г. до н.э.) хотя информация, которой мы располагаем, слишком скупа, чтобы решить проблему. Однако концовка Псалма делает вполне очевидным тот факт, что относится она к некоему конфликту в будущем:
“Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут. И да познают, что Ты, Которого одного имя – Господь, Всевышний над всею землею” (стихи 17,18).
Замечательно, не правда ли, что это Писание, имеющее, по мнению многих, никакого отношения к двадцатому столетию, так удивительно уместно передает ситуацию на Ближнем Востоке в наши дни. Данный Псалом к тому же, в точности показывает ту же самую последовательность событий, с которой мы сталкиваемся в других пророчествах:
1. Завоевание Израиля арабскими недругами евреев;
2. Народ в отчаянии обращается к Богу;
3. Небесная помощь оказана;
4. Господь признается народами всей земли.
Также Иоиль
Следующее, что стоит разобрать, это пророчество Иоиля (только три главы). Первая глава и первая половина второй главы описывают внушающее страх нашествие саранчи на землю Израилеву. Ее наступление неотразимо. От их полчищ темнеет небо. Весь урожай и растительность уничтожены этими прожорливыми созданиями с зубами, подобными львиным. Наряду с саранчой упоминаются и гусеницы (1:4), но нужно иметь в виду что гусеницы и саранча являются одним и тем же насекомым в разных стадиях своего развития. Но губители не есть реальная саранча. Это символическая картина описания военной кампании Израильских врагов. Ряд деталей требует именно такого прочтения.
“Огонь пожрал злачные пастбища” (1:19).
Саранча не сеет вокруг себя огонь. Это делают люди. Снова, эта огромная орда описывается Божиим пророком как “пришедшие от севера” (2:20). Саранча никогда не появлялась в Израиле с севера. Тот же стих описывает этого могучего врага, как изгнанного в море восточное (Мертвое море) и в море западное (Средиземное море). Но саранча летит по ветру, она вынуждена это делать. Но какой ветер когда-либо гнал саранчу одновременно в две противоположные стороны? Отчаянная молитва народа ставит последнюю точку в решении данного вопроса:
“Пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы!”(2:17).
Избавление
Великая битва, как описывается, произойдет “в долине Иосафата”. Это не географическое место, которое можно отыскать на карте. Данная деталь служит напоминанием удивительного опыта Иосафата (2 Паралипоменон 20), когда он и народ израильский были избавлены от вторгшихся арабских врагов даже не вынув своих мечей. Именно мольба с верой к Богу – вот что принесло избавление.
И, несомненно, точно та же идея заложена и в пророчестве Иоиля. Стоит упомянуть еще один момент. Долина Иосафата связывается с местом, где Господь будет вершить Свой суд:
“Там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду” (3:12).
Инструмент этой небесной акции указан в собственной молитве пророка за свой народ: “Туда, Господи, веди твоих героев” (3:11). Эти герои суть ангелы – еврейское слово почти идентичное с Гавриилом (“Сила Божия”). Действие Бога на стороне Израиля изображается ярким, образным языком:
“И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима, содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых” (3:16).
Конец пророчества подводит нас к прекрасной картине мира и благодати: Господь обитает на Сионе, Иерусалим – святой город, земля благословенна удивительным изобилием. А это уже обещанное Мессианское Царство.
Враги названы
В ответ на вопрос, какие это будут народы, Иоиль дает исчерпывающий ответ:
“Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью – за то, что они притесняли сынов Иудиных, и проливали невинную кровь в земле их” (3:19).
В другом месте (3:4) упомянуты Тир, Сидон и округи Филистимские, как алчущие воспользоваться бедствием народа Божьего. Итак, здесь та же кризисная ситуация, с которой мы знакомы через другие пророчества: захват земли арабскими врагами; Израиль подвинут, вопреки своим нормальным склонностям, к обращению за помощью к Богу своих отцов. Помощь оказана немедленно некоим впечатляющим образом, Израиль спасен навеки. Может это вовсе и не совпадение, что еврейское слово, обозначающее саранчу, звучит как “арбех” (Иоиль 1:4; 2:15)? На еврейском это просто “араб” с добавленной на конце лишней буквой.
Захватывающий финал
Развитие пророчества становится положительно захватывающим. Его исполнение произойдет “в те дни… когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима” (3:1). Это предполагает возрожденное государство Израиль двадцатого столетия.
Затем исходит волнующий призыв ко всем народам, санкционирующий войну: “Перекуйте орала ваши на мечи… спешите и сходитесь” (3:10,11). В самом деле, довольно знакомый язык. Сколько раз за последние годы арабы призывали к джихаду – святой войне – с Израилем? В этом районе земного шара идет активная “перековка орала на мечи и серпов на копья” – библейский язык для изображения всеобщей подготовки к войне за счет всех других мирных занятий человека. Уничтожение Израиля описывается характерной библейской метафорой: “Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой” (стих 15 ср. Бытие 37:9,10; Иеремия 31:35,36).
Мирный договор Картера в 1979 г.
Когда эти строки были первоначально написаны, в Египте начался большой праздник по поводу восстановления его суверенитета на Синайском полуострове. И среди многих израильтян, хотя конечно не среди всех, было глубокое удовлетворение, что, наконец, между двумя государствами установлен мир. Тем не менее, в только что рассмотренном пророчестве Египет находится среди тех победителей Израильской земли, которые “проливали невинную кровь” побежденных людей (Иоиль 3:19). В день, когда был подписан Договор, автор этих строк с уверенностью заявлял (основываясь на пророчестве Иоиля 3:19), что этот договор окажется пустой затеей. Для Израиля это так и оказалось. Египет получил территорию и полезные нефтяные районы. Израиль, фактически, не получил ничего. Сегодня, в 1990-х, это совершенно очевидно.
“Конкордат” (договор) между Израилем и Египтом не может быть и не будет продолжительным. Даже арабские обозреватели делают на этом упор.
Египет, вновь принятый в Лигу арабских государств, и Сирия определенно являются заметными членами агрессивной арабской конфедерации. Содействие, оказанное этими государствами во время многонационального наступления в Персидском заливе (операция “Буря в пустыне”) не стоит даже бумаги, на которой оно записано.
Не только один Иоиль указывает, что в конце времен израильтяне будут жестоко страдать от рук египтян, также как и от других арабских врагов. Следующая глава, расширяя эту тему, направит наше внимание еще на два волнующих пророчества, которые раскрывают эти детали из завтрашних новостей с той же определенностью.
Что сделают арабы с Палестиной, когда завоюют ее? Одно совершенно ясно, как из библейского пророчества, так и из характера арабов. Они превратят ее в пустыню. Евреев ненавидят не только потому, что они евреи; не только потому, что земля эта – земля Израиля; не только потому, что они не раз задавали арабам хорошую трепку; но потому, что их исключительные успехи в деловой сфере, в промышленности, в науке и, особенно, в сельском хозяйстве находятся в разительном контрасте с отсталостью соседей, вызывая их стыд и зависть. Поэтому, с арабской победой, эта заново омолодившаяся земля подвергнется опустошению. Совсем недаром, поэтому, в пророчестве Иоиля используется образ все уничтожающих на своем пути орд саранчи:
“Перед ним земля как сад Едемский, а позади его будет опустошенная степь” (2:3).
“Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина” (1:10).
Но что станет с миллионами евреев, проживающих сейчас на Земле Обетованной, с теми, кто пережил гитлеровский холокост, найдя убежище и свободу от дальнейших преследований в земле своих отцов; чье горячее желание отождествить себя со своею собственной национальностью погнало с насиженных мест в языческих странах; чье религиозное рвение сконцентрировано на горе Сион, “на которой Бог благоволит обитать”. Что станет с теми сотнями тысяч русских евреев, избежавших угнетающей атмосферы обанкротившегося коммунизма? Не так-то просто избавиться от миллионов евреев, имея одно желание убрать их со своего пути. Увы, пугающая перспектива состоит в том, что многие из этих миллионов уже не будут стоять на пути. Ибо можно не сомневаться, что как те евреи, сражавшиеся до последнего человека при защите крепости Масада, и как те, которые устроили из Иерусалима бойню, покрыв улицы города своими трупами во время мрачного сопротивления римским легионам в 70 г. н.э., евреи сегодня спокойно отдадут землю, которая так много значит для еврейской крови, которая покрыта их потом и слезами. Сколько раз за последние годы от израильтян можно было услышать следующее: “Хорошо, если нам суждено умереть, мы возьмем с собой столько арабов, сколько будет возможно”. Или еще более фатальные заявления вроде следующего: “Мы не сдадимся в руки арабов: я убью жену и детей, и последнюю пулю оставлю для себя”.
Библейское пророчество содержит ряд указаний, что арабское решение этой проблемы будет включать в себя порабощение евреев и их депортацию. Снова Иоиль:
“…За наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили. И о народе Моем они бросали жребий и отдавали отрока за блудницу… и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам Еллинов, чтобы удалить их от пределов их” (3:2,3,6).
Пророчество Захарии настолько определенно и насколько выразительно. Здесь тот же голый реализм:
“Вот наступает день Господень, и разделят награбленное у тебя среди тебя. И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города” (14:1,2).
Эти слова свидетельствуют сами за себя. Деталь из Второзакония 28 также аккуратно вписывается в эту картину. Эта глава содержит большой перечень проклятий (стихи 15-68), которые евреи должны обязательно навести на себя из-за своего неверия. Их без труда можно разбить на части в соответствии со следующей последовательностью:
1. Вавилонский плен в дни Навуходоносора;
2. Опустошение Иудеи римлянам в 70 г. н.э.;
3. Гитлеровское преследование.
Но насколько пока известно, последний из всех стихов никогда еще не был исполнен:
“И возвратит тебя Господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: “Ты более не увидишь его”; и там будете продаваться врагам вашим в рабов и рабынь, и не будет покупающего” (Второзаконие 28:68).
Не трудно представить себе восторг, с которым египтяне будут использовать еврейский рабский труд для расширения своих ирригационных проектов, в сельском хозяйстве и даже для исследования захоронений родственников Тутанхамона. Удивительное пророчество Исаии дополняет эту картину зачаровывающими и, в конечном счете, более ободряющими деталями:
“В тот день пять городов в земле Египетской будут говорить языком Ханаанским (т.е. еврейским) и клясться Господом Саваофом… они (евреи) воззовут к Господу по причине притеснителей, и Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их… и поразит Господь Египет; поразит, и исцелит” (Исаия 19:18,20,22).
Здесь, как видно, изображена картина еврейских общин, испытывающих гнет в Египте, которые обращаются к Богу за помощью и получают ее немедленно в лице Спасителя. Еврейское слово, используемое здесь – “мошийа”; это имя, с очевидностью, намеренно перекликается с именем Моисея – Моше на еврейском – которого Бог воздвиг для избавления Своего народа, когда они были рабами в Египте более трех тысяч лет назад. Пророчество оканчивается самым благоприятным образом: картиной, где, как Египет, так и Ассирия – эти древние враги (северный и южный) – объединяются с Израилем в воздаянии хвалы Богу. Это уже благочестие Мессианского Царства.
Но можно задаться вопросом, какова вероятность того, что арабы когда-либо окажутся в состоянии добиться внушительной победы над ненавидимыми ими израильтянами? Они уже пробовали сделать это в 1948 и 1956 и 1967 и 1973, и каждый раз были разбиты. Это правда. И, тем не менее, они никогда не прекращали успокаивать себя, что имеют неограниченные ресурсы людей, долларов и вооружений. Они могут позволить себе, время от времени, поражение от находящихся в боевой готовности израильтян. Но для израильтян и одно поражение окажется фатальным. От своего первого поражения у них, говоря человеческим языком, не будет никакого гипотетического выздоровления. Начиная с Войны Судного Дня 1973 года, арабы почувствовали уверенность, что благодаря своему внезапному удару и ошибкам израильской разведки, противник, на время, может оказаться в полном замешательстве. Сегодня любой араб уже забыл, что эта война окончилась захватом израильской армией Западного берега Суэцкого канала. Все, что он помнит, эти милая его сердцу неделя, в течение которой непобедимые израильтяне находились в состоянии хаоса и паники. Его собственное достоинство получило удовлетворение. Когда-нибудь, уверяет себя араб, эти многоязычные евреи будут снова унижены и на этот раз навсегда. Другой аспект этой вновь приобретенной уверенности арабов лежит в неукротимом духе Организации Освобождения Палестины (ООП) и ее Интифады. Они не закрывают глаза на мрачный опыт Ирландской республиканской армии, тамильских сепаратистов, Басков, Пол Пота и многих других им подобных. Поэтому уже довольно длительное время нет мира для рядовых израильских граждан. Взрываются бомбы в их супермаркетах, ракеты поражают их одинокие киббуцы, свистят в ночи пули неистовых террористов, поражая и мужчин и женщин и детей; они подвергаются нападениям даже на многолюдных пляжах. Многочисленные акты возмездия в лагерях палестинских беженцев в Ливане ни на йоту не облегчают положения. Страх остается повсюду. В 1957 году такое положение вещей побудило Израиль начать большую войну возмездия всем и вся. Но она не дала существенных результатов. Не будет их и в другой раз, ибо в этот другой раз Израиль будет намного более уязвим. Газета Джерусалем Пост 11 лет назад поместила довольно мрачную статью отставного генерал-майора ВВС США Джорджа Кээгана, в которой он заявил, что уступки, делаемые Израилем арабам, являются с военной точки зрения просто самоубийством. Сегодня ситуация намного более угрожающая. Арабские враги Израиля имеют на вооружении химическое оружие и отравляющие вещества, которые могут обрушиться на него в течение трех-четырех минут с начала конфликта. Угроза пятнадцати вооруженных дивизий, двигающихся со стороны Иордана и Западного берега довольно серьезна. “Как военный специалист я знаю, как знают это и израильтяне, что две хорошо обученные и укомплектованные вооружением и людьми бригады в состоянии разрезать Израиль на две части в течение одной внезапной ночной атаки”. Подобные этим образцы из пугающего доклада Кээгана о возможности “мирного” договора и его последствий достаточны, чтобы показать, как легко прогнозы пророков могут стать реальностью в самое ближайшее время. Даже если бы не было этих благоприятных, с точки зрения арабов, перспектив, они уже хорошо осознают, что в следующей войне будет достаточно только вынудить Израиль сражаться в течение месяца и их военные ресурсы иссякнут. Израиль просто не в состоянии оказывать сопротивление нападающим, более чем в течение нескольких недель. Библейские и военные прогнозы дополняют друг друга в своих заявлениях, и показывают, что ближайшее будущее Израиля может быть каким угодно, только не радужным.
Коллективные земледельческие хозяйства в Израиле.
|