Евреи, Арабы и Библейское пророчество (часть 6)
8. Где друзья Израиля?
Эти пророческие картины Израиля, поверженного множеством врагов в Последние Дни, одинаково устрашающие и в то же время несущие определенный оптимизм, ставят перед христианином дополнительные проблемы. С трудом ориентируясь в политической ситуации (какова она есть, к примеру, на момент написания этой книги), некоторые люди, могут сделать следующее заключение: “Израильтяне – самые храбрые бойцы в мире, и хотя их нация еще далека от полного собирания, разве возможно, чтобы безжалостные, но не слишком способные к войне арабы, когда-либо могли бы задать им хорошую трепку?” До Войны Судного Дня (октябрь 1973 г.) лишь немногие политические обозреватели отдавали свои голоса в пользу победы арабов. Теперь ситуация заметно изменилась. Имея преимущество внезапного удара и явно неограниченные поставки, так называемых, металлических изделий, текущих непрерывной рекой из России и западных стран, ситуация переменилась существенным образом. Арабы показывают, что, несмотря на всю свою отсталость, они не так уж тупы, чтобы ничему не научиться. Без всяких сомнений Октябрьская война подняла их престиж в собственных глазах, придала им новое чувство уверенности, даже перед лицом самодовольной самонадеянности Израиля.
Следует иметь в виду, также, что в этой войне Израиль противостоял только Сирии и Египту плюс небольшие стычки с Ираком и Иорданией. Но если бы все арабские государства объединили бы свои танки и самолеты, не говоря уже о миллионах солдат, и использовали бы их как одно единое целое, даже при возможности и скорее вероятности нанесения им Израилем больших потерь, они имели бы все равно более чем достаточно сил для оккупации этой маленькой страны в течение шести дней. В самом деле, почти с полной определенностью можно говорить, что Израиль может быть доведен до состояния полной деморализации при угрозе следующего столкновения даже притом, что ни один солдат или танк не перейдет его границ. При упорном отказе евреев вернуться к границам 1967 года, самое совершенное оружие, которым обладают сейчас Египет, Сирия и Ирак, способно поразить Тель-Авив, Хайфу и другие крупные промышленные и населенные центры с дальнего расстояния, не привлекая к этому сухопутные силы. Но посмеют ли арабы зайти так далеко, учитывая ту постоянную поддержку, которую получает Израиль от Америки.
Библейский ответ на это, извлекаемый из различных факторов, имеющихся в пророчестве, – в последние дни Израиль не будет иметь ни одного друга во всем мире.
Основной принцип истории
“Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну” (Бытие 12:3).
Здесь заложен удивительно простой принцип, который вносит определенный смысл в человеческую историю. Бог благословляет народы, которые помогают Израилю и которые имеют с ним дружеские отношения, и, соответственно, противостоит тем народам, которые проявляют к Израилю враждебность. Примеры этому имеются в изобилии в истории вплоть до наших дней. В нашем столетии Гитлер подверг евреев таким преследованиям, какие не испытывал доселе ни один народ; развязка всем известна: он был низринут в бездну с фантастической высоты своего могущества, оставив после себя наиболее одиозную память в истории Германии. После войны отношение немцев к евреям полностью изменилось и последовало быстрое возрождение Германии из послевоенных руин, от которого просто захватывает дыхание у многих завистливых народов. В 1917 Британия дала большое обещание – Балфускую декларацию – сионистам и выиграла войну. Уже после этого одно британское правительство за другим стало следовать проарабской политике, кульминацией которой стали послевоенные антисемитские предубеждения Эрнста Бевина, каким бы он ни был выдающимся человеком. Результат: хотя Британия и выиграла войну, она потеряла свои колонии, свою репутацию и даже свое самоуважение. Более недавняя недружественная позиция в отношении Израиля в дни Войны Судного Дня уронила престиж Британии еще ниже. Если бы британские политики заглядывали в Библию! В противоположность этому, уже длительное время Америка является постоянным, щедрым другом Израиля, продолжая дальновидную политику, определенную одним из самых великих президентов США Гарри Трумэном. Соответственно, несмотря на многие другие недостатки в жизни этой прекрасной страны, Америка продолжает оставаться одной из наиболее благословенных стран мира. Тем не менее, назревают перемены. Ужасная страница американской истории, связанной с Вьетнамом, оставила неизгладимый след в разуме американцев. Во время многочисленных путешествий по США, когда американская авантюра во Вьетнаме подходила к своему концу, мне приходилось слышать снова и снова от американцев самых разных социальных слоев следующее: “Никогда снова! Участие Америки в войнах в малых странах повсюду в мире есть ошибка, которая никогда не должна повториться!” Но она повторилась в августе 1990 г. Сколько еще нужно времени, чтобы усвоить урок?! Поэтому, когда очередной президент Соединенных Штатов будет поставлен перед выбором между серьезным участием на стороне Израиля в его борьбе за выживание или отказом от продолжительной поддержки этой маленькой борющейся страны, можно не сомневаться, к какому решению он придет. В конце концов, арабы имеют слишком много нефти, чтобы их игнорировать. Эти миллионы американских автомобилей должны на чем-то работать. Поэтому у Израиля будет слишком мало шансов.
“Тяжелый камень”
По странному парадоксу Библия не только обещает благословение друзьям Израиля, но и заявляет:
“И будет в тот день (в последнее время), сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя” (Захария 12:3).
По мере неумолимого продвижения событий к величайшему кризису, поддержка Израиля становится для Америки самой тяжелой головной болью. Да и сами израильтяне, как ни довольны установлением своего контроля над Иерусалимом с 1967 года, уже чувствуют себя “надорвавшимися”. Пророчества показывают, что худшее еще впереди. И когда, как заявляет Писание, арабы займут все государство Израиль, и будут всецело злорадствовать над захватом Святого Города – “А! А! И вечные высоты достались нам в удел!” – они вдруг обнаружат, что для них Иерусалим тоже превратился в “тяжелый камень”. И так должно быть вплоть до прихода Христа.
9. Движение Иисуса в Израиле?
Иисус из Назарета пылает гневом! Большинство людей никогда не задумывались об этом как о реальной возможности. И все же внимательное чтение Матфея 23 показывает Его, столкнувшимся лоб в лоб с книжниками и фарисеями и сильно рассерженным их лицемерием. Его публичное обвинение оканчивается следующими словами:
“Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: “Благословен Грядый во имя Господне!” (Матфей 23:39).
Это было Его последнее появление на публике как проповедника. Спустя двадцать четыре часа Он уже был мертвецом, висящим на кресте. А в течение сорока дней после воскрешения Он явил себя только ученикам. Новый Завет содержит многочисленные ссылки на Его зримое возвращение с небес. Ветхий Завет содержит многочисленные обетования о Мессии, Который спасет Израиль от его врагов и Который будет править как Царь иудеев в Иерусалиме. Но Иисус объявил вполне открыто, что Израиль не увидит Его в этой роли до тех пор, пока сам этого не пожелает.
Важная тема
В этом суть замечательного собрания пророчеств, которые тем или иным образом говорят об одном и том же: прежде чем будет возможно национальное избавление Израиля, должно наступить его покаяние. Пророчество Иоиля, разобранное в 7 главе, имеет это своей главной идеей:
“Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. И тогда возревнует Господь о земле Своей и пощадит народ Свой” (2:12,13,18).
Посмотрите также 1:14; 2:32, содержащие тот же призыв к покаянию. На самых ранних этапах национальной истории евреев в этом состоял постоянный призыв к ним их Бога: если обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам, и все ваши прошлые прегрешения будут забыты.
“Тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня и шли против Меня… тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои. И Я вспомню завет Мой с Иаковом, и завет Мой с Исааком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю вспомню” (Левит 26:40-42).
Эти заветы, заключенные с Отцами, имеют своим стержнем обетование вечного наследия Земли Израилевой:
“Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки” (Бытие 13:15).
Самоуверенный Израиль
Факт достойный сожаления: на протяжении многих столетий позиция евреев является скорее самооправдывающей. И сегодня подавляющее большинство израильтян является такими же язычниками, как “христиане” Америки и Англии. Очень малое число ортодоксальных евреев до сих пор держится за древнюю Мессианскую надежду, но сегодня удивительное число их сородичей говорит об Израиле как об их собственном Мессии. Что это как не вновь повторяемая, имеющая вековые корни, философия еврейства: добрые дела есть наилучший и единственный путь к достижению спасения. С недавних пор, тем не менее, появились признаки пересмотра некоторых позиций. Самодовольная самоуверенность тех, кто в рекордные сроки построил прекрасное современное государство одной рукой, и одновременно разбил превосходящие их армии арабов другой, уже не так очевидна, как прежде. Эти израильтяне, вызвавшие восхищение всего мира, начинают испытывать уже некое чувство неуверенности, особенно сталкиваясь с несгибаемым сопротивлением ООП и ее довольно упорной интифадой.
“Движение Иисуса”
Более того, последние несколько лет привели к возникновению в Израиле в поразительного феномена, на который стараются не обращать того внимания, которого он заслуживает. “Движение Иисуса” стало оказывать довольно значительное воздействие на подрастающее поколение израильтян. “Обращение идет на уровне 6000 человек в год”, – как упомянуто в недавнем обозрении, с некоторой оговоркой, что “в этих цифрах, несомненно, присутствует некая доля преувеличения”. Очень хорошо! Пусть даже так. Предположим, ради достижения истины, что эта цифра увеличена в сто раз (хотя и маловероятно), тогда получаем шестьдесят новобращенных в год, которые пришли к Господу Иисусу; даже если вера их несколько искажена и не полна, этот факт заслуживает самого пристального внимания. Если подумать, какой уже на протяжении более века пестрой была работа всевозможных миссионерских миссий, и особенно в Иерусалиме, и, учитывая, что количество обращенных можно было сосчитать на пальцах одной руки, тогда действительно существует веская причина видеть в “Движении Иисуса” в Израиле важный знак. Дождевое облако на горизонте может показаться не больше человеческой ладони, но истина довольно скоро выходит наружу. В 1990 г. в Израиле существовало 36 конгрегаций мессианских евреев.
Илия пророк
Эти симптомы изменения отношения к Иисусу заставляют насторожиться всех изучающих Слово Божие, ибо самые последние стихи Ветхого Завета дают нам удивительно выразительное пророчество о посланце от Бога в последние дни возрождения Израиля:
“Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием” (Малахия 4:5,6).
Действительно, Новый Завет цитирует эти стихи по отношению к миссии Иоанна Крестителя (Лука 1:17), однако его работа по обращению евреев потерпела неудачу, по поводу чего Иисус вынужден был признать:
“И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти” (Матфей 11:14).
Из-за этой неудачи Бог действительно “поразил землю проклятием”, и на многие века евреям был закрыт доступ в землю их отцов. Более того, после того как Ирод обезглавил Иоанна, Иисус, тем не менее, говорил о будущем исполнении пророчества Малахии:
“Правда, Илия должен придти прежде и устроить все” (Матфей 17:11).
Все указывает на возможность появления в Израиле Илии пророка, чтобы подготовить народ к приходу их Мессии, как когда-то Иоанн Креститель был предвестником Господа в Его Первое пришествие. Нет необходимости предполагать личностное появление Илии, того, который в свое время так мужественно боролся с пророками Вааловыми при царице Иезавели, хотя некоторые интерпретаторы склоняются к этой идее. Иоанн Креститель был пророком “Илией”, но не самим Илией в плоти. Тот же феномен может повториться снова. Имеется даже внушающая благоговейный страх мысль, что этот давно предсказанный пророк “Илия”, который должен призвать Израиль обратно к Богу, может уже сейчас проживать неприметным образом в каком-нибудь израильском киббуце (как в свое время Иоанн Креститель, Лука 1:80) “до дня явления своего Израилю”.
Вся нация или лишь немногие?
Прежде чем закончить эту главу, возможно, есть необходимость сделать предупреждение против предположения, к которому легко придти. Хотя довольно ясно вытекает из Писания (уже процитировано в этой главе), что должно наступить покаяние в Израиле, прежде чем обещанный Избавитель будет послан к ним (а на эту тему имеется гораздо больше стихов, чем мы привели), было бы ошибкой ожидать перемену настроения всей нации в целом. Ни одно из пророчеств об этом не предполагает что-либо подобного рода. В дни Илии были семь тысяч человек, колена которых не преклонились перед Ваалом (3 Царств 19:18), и вполне вероятно, когда новый Илия начнет свою работу в ближайшее время, это число и будет лимитом его успеха. Но необходимо помнить, что его призыв не дойдет до сердец, отягощенных погоней за материальным благополучием и военными победами. Его примут люди, поверженные в пучину отчаяния жестоким поражением их любимой маленькой страны, подлым дезертирством бывших друзей, звериной жестокостью варваров-победителей. В такое время евреи повернутся к Богу, умоляя о помощи и избавлении, ибо в самом прямом смысле больше не останется никого, к кому можно было бы обратиться.
Знамения происходящего
В наши дни евреи, пришедшие к вере в Господа Иисуса, как в обещанного Мессию, считают, что для них ярлык “христианина” совершенно не применим. Да и сами христиане слишком агрессивно настроены к евреям по своим религиозным взглядам. Божии обетования Аврааму и Давиду, выбор Им Израиля на роль “избранного народа”, собственное заявление Христа, что “спасение от Иудеев”, и тот факт, что Спаситель был рожден и умер как заявленный “царь Иудейский” - все эти основополагающие истины почти не имеют места в веровании подавляющего большинства язычников-христиан. Поэтому современные евреи, уверовавшие в Господа Иисуса, предпочитают называть себя Мессианскими евреями. Специальная статья о них в Джерусалем Пост по скромным подсчетам оценивает их число в Израиле порядка трех тысяч. Это вызывает серьезную озабоченность ортодоксальных евреев. Дважды проблема роста их числа обсуждалась в Кнесете (парламент). И, несомненно, если бы не боязнь испортить дружеские отношения с Америкой, израильское правительство под давлением ортодоксов давно бы приняло против них более решительные меры. С одобрения раввината делались попытки создать “контрреформацию”, но это, похоже, не принесло желаемого результата. В 1977 г. вышло полное издание Библии на еврейском языке, и было распродано почти мгновенно. В апреле 1990 г. Библейское общество Израиля выпустило отдельной книгой Новый Завет. Очевидно, сегодня все большее число евреев в Земле Обетованной расстаются с предубеждениями своих предков в отношении Господа Иисуса из Назарета. Но грядут еще более значительные перемены. Есть признаки отказа от прежних взглядов уже на официальном уровне. А ведь еще совсем недавно изучение Нового Завета было запрещено в школах (1987) и Мессианские евреи не попадали под действие Закона о возвращении (т.н. Бересфордский тест 1989). Но процесс уже не остановить. Он должен был наступить.
Еще на тему этой главы читайте:
Второзаконие 30:1-3; Деяния 3:19,20; Захария 6:12,13,15; Осия 6:3; Исаия 17:4-14; Псалом 80:12-14; Иеремия 4:14-18; 29:12-14
10. Возмездие
Когда Он придет снова – “родившийся Царь Иудейский” (Матфей 2:1,2) и распятый как “Царь Иудейский” (Иоанн 19:19-22), но который никогда не был Царем Иудейским – теперь, наконец, выполнит эту роль, в точности как Ангел Гавриил обещал Марии:
“И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца” (Лука 1:31-33).
Этот процесс будет включать и жесткие меры в отношении врагов Его народа, в точности как когда-то Он решительно выгнал из храма тех, кто позорил Имя Его Отца. Наконец, разве может Он быть Царем над Сионом, “святою горою Моею” (Псалом 2:6), если Иерусалим будет оккупирован врагами, злорадствующими над тем, что “эти два народа и эти две земли будут мои” (Иезекииль 35:10).
“День Мадиама”
Не менее чем в трех местах это божественное избавление сравнивается с днем Мадиама (Исаия 9:4; 10:26; Псалом 82:10). Отсюда возникает необходимость лучше разобраться, чтобы выяснить, что этот день Мадиама означает. След ведет нас обратно к волнующей истории книги Судей. Народ израильский в очередной раз находился под пятой своих врагов, ибо “сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет” (Судей 6:1). Эти арабские мародеры “приходили со скотом своим и с шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча (вспомним нашествие саранчи Иоиля, упомянутое в главе 7); им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее” (Судей 6:5). Но они были обращены в бегство. Небольшой отряд из трех сотен человек под руководством Гедеона, разделившийся на три группы, произвел ужасающий переполох в их стане посреди ночи, вызвав паническое бегство, ибо “обратил Господь меч одного на другого во всем стане, и бежало ополчение” (Судей 7:22). Кто не был поражен мечом, в страхе бежал.
Один против другого
Вот что будет означать “день Мадиама” для угнетателей избранного народа в Последние Дни. Одно пророчество за другим используют в точности один и тот же язык для изображения освобождения Израиля от его поработителей:
“И будут сражаться брат против брата и друг против друга” (Исаия 19:2).
“Один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку ближнего его” (Захария 14:13).
“Опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут… один мечем другого” (Аггей 2:22).
Контекст всех этих цитат (а их еще много) один и тот же – возмездие врагам Израиля в “бедственное время для Иакова”. Как все это произойдет, нам не объяснено. Однако арабы печально известны как самые драчливые люди на всей земле, и как только завоюют Израиль, они с большей вероятностью могут перессориться друг с другом.
Конец предопределен
Исаия дает потрясающее описание разгрома захватчиков:
“Будет множество всех народов, воюющих против Ариила (Иерусалима), всех выступивших против него и укреплений его и стеснивших его. И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет: то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона” (Исаия 2:7,8).
“Ревут народы, как ревут сильные воды; но Он погрозил им, и они далеко побежали, и были гонимы, как прах по горам от ветра и как пыль от вихря. Вечер – и вот ужас; и прежде утра уже нет его” (Исаия 17:13,14).
Пророк добавляет реакцию народа Израильского по поводу их чудесного избавления, которое недавно казалось совершенно невозможным:
“Такова участь грабителей наших, жребий разорителей наших” (Исаия 17:14).
Взаимная вражда не будет лишь одним средством, которым победители заплатят за свой успех. Божественная сила высвободит против захватчиков могущественные силы природы:
“И возгремит Господь величественным гласом Своим, и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде. Ибо от гласа Господа содрогнется Ассур, жезлом поражаемый” (Исаия 30:30,31).
Восстановление
Таким образом, будет расчищен путь для возвращения беженцев на Сион и на этот раз навсегда, ибо уже никогда народ израильский не будет изгнан с земли, которую Господь обещал им в вечное наследие:
“И вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому… и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую, и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме” (Исаия 27:12,13 ср. Иезекииль 20:33-44).
Так наступит исполнение замечательного пророчества Иезекииля, глава 21. Пророк обращается к никчемному последнему царю Израиля:
“Так говорит Господь Бог: сними с себя диадему и сложи венец… низложу, низложу, низложу, – и его не будет, доколе не придет Тот, Кому принадлежит он, и Я дам Ему” (Иезекииль 21:26,27).
Это тройное “низложу” не просто повтор в целях усиления выразительности. В истории Израиля было два больших “низложения”, когда царство было завоевано Навуходоносором, царем Вавилонским, в 586 г. до н.э. и когда римляне, взяв штурмом Иерусалим, разрушили город и храм в 70 г. н.э. Когда придет “Тот, Кому принадлежит”, то получит и венец и диадему и царство, ибо Он есть Богом определенный Царь-священник.
|