Евреи, Арабы и Библейское пророчество (часть 8)
Количественное соотношение
Еще один момент заслуживает быть принятым во внимание. Истукан Навуходоносора прекрасно представлен в пропорции, что можно увидеть с первого взгляда.
Конечно, Римская империя просуществовала, фактически, около 800 лет, что, казалось бы, требовало длину ног увеличить в два раза по сравнению с телом! Но двести лет – это именно тот период, в течение которого римляне господствовали над евреями на их собственной земле. Остальное, с точки зрения пророчества, не имеет никакого значения.
“Частью крепкое, частью хрупкое”
Далее, что скажем о ступнях из железа и глины? Это должно относиться к той власти или силе, которая будет угнетать евреев, когда они снова вернутся на свою землю. Даниил дает ключ к идентификации этой власти:
“А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною… не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною” (стих 43).
В оригинале (книга Даниила написана на арамейском) слово “смешанный” – араб. Случайность? Арабы – это смешанные племена со смешанными предками. Отсюда и их название. Согласно Библии они произошли частью от Измаила, частью от Исава, частью от Лота. Как же точен язык! Они “не сольются одно с другим”. Драчливые арабы всегда не ладили друг с другом. Единственно, что их крепко связывает, - это общая ненависть к Израилю! Таким образом, видение Навуходоносора, в своей установленной подлинности, предполагает завоевание Израиля арабами в самом ближайшем будущем. Это в точности соответствует развернутому строю всего того, что уже стало очевидным из других пророчеств. Тем не менее, как ступни представляют только небольшую часть человеческого тела, точно так же можно ожидать, что арабское господство над Израилем продлится лишь малое время. Три с половиной года? А что дальше?
Внезапное уничтожение
В видении камень, отторгнутый от горы не руками, пронесся по воздуху и ударил истукана под ноги, превратив его в груду лома, каждая частичка которого была затем развеяна по ветру, не оставив от истукана никакого следа. В то же время камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил собою всю землю (Даниил 2:34,35,44,45). Нет нужды строить догадки, что все это значит.
Господь Иисус и Даниил вместе дают точную интерпретацию. “И тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит”, - говорит Господь. Говоря о Себе Самом, Господь выбирает подражание стилю языка Даниила. Камень и есть Сам Иисус Христос. Навуходоносор выдвинул свою собственную интерпретацию о значении камня. Его религиозный энтузиазм был направлен на почитание Мардука, главного вавилонского божества. Считалось, что Мардук обитает на большой горе. Навуходоносор в действительности возвел в центре Вавилона огромное сооружение, наверху которого было место поклонения Мардуку. В надписи, выбитой на камне, Мардук представлялся как “Великая гора”. Итак, “камень, отторгнутый от горы” предполагает внезапный приход власти небесного происхождения. Для Даниила он означал еще и другое. Народу Израильскому было приказано строить жертвенники из неотесанных камней:
“Ибо, как скоро наложишь на них тесло свое, то осквернишь их” (Исход 20:25).
Поэтому этот камень, оторвавшийся “без содействия рук”, был не оскверненным камнем алтаря, ассоциирующимся с жертвоприношением и прощением грехов! Случайность?
Другое Царство
Взяв на вооружение эту идею, уже не вызывает удивления дальнейшее объяснение Даниила:
“И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно” (Даниил 2:44).
Таким образом, мы имеем хорошее библейское основание для заключения, что когда придет время исполниться последней части удивительного видения Навуходоносора, арабы завоюют Израиль и затем будут сами раздавлены возвратившимся в силе и славе Христом. Все это раздробившееся железо и глина будут развеяны как прах. Но нет такого ветра, который смог бы развеять такую груду металла. Тем не менее, еврейское и арамейское слово, обозначающее “ветер”, обозначает также и “дух” – Дух или силу Господа. Поэтому детали верны. Камень, наполнивший собой всю землю, есть Царство Христа, которое будет установлено непререкаемым божественным авторитетом навсегда.
“Царство это (Израиль) не будет передано другому народу”.
При существующем положении дел в мире, сколько еще остается времени для исполнения последней части божественного плана?
14. Третья Мировая война
«Уже никогда снова не будет войны между основными сверхдержавами нашего мира. Атомная бомба породила удивительный эффект: каждый противник боится начать военные действия первым в силу того, что в ядерной войне победителей не будет, все будет уничтожено”. Это была одна из тех программ, на которой письма слушателей решали, или просто обсуждали любую проблему, возникающую под солнцем. Возможно, я не точно привел слова письма, но сущность его передана точно. И таков образ мыслей большинства людей. Было время, и не так уж давно, когда одно только упоминание о бомбе пугало людей до смерти. Сейчас все это отошло на задний план, и люди решают более насущные для себя проблемы: как провести отпуск на средиземноморье или какой выбрать ковер на стену. Между тем, всем хорошо известно, что как русские, так и американцы располагают таким количеством ядерного оружия, которого более чем достаточно, чтобы превратить эту прекрасную планету в ядерную пустыню. Сюда же можно отнести и тот факт, что Ирак располагает большими запасами химического и биологического оружия, что сеет панику среди его соседей.
Неужели это действительно произойдет?
Возможности для этого имеются, и перспектива до того мрачна, что большинство людей просто старается не смотреть ей в лицо. Может быть, если мы не будем обращать внимание на эту проблему, она исчезнет сама собой! Но Библия говорит: она не исчезнет. Одно за другим свидетельства показывают, что Божие наказание этой безбожной цивилизации состоит в том, что она предоставлена себе самой. Ее ядерные заряды – логический результат развращенного, не растущего духовно, самонадеянного человечества. Вот, к примеру, несколько мрачных деталей зловещей и в то же время убедительной картины будущих дней из пророчества Исаии:
“Ужас и яма и петля для тебя, житель земли!” (24:17).
Далее идет более подробное описание этого мрачного положения вещей:
“Тогда побежавший от крика упадет в яму; и кто выйдет из ямы, попадет в петлю” (стих 18).
Правительства большинства стран мира тщательно разрабатывают программы ухода под землю при возникновении угрозы ядерного конфликта. Но те, кто выйдет из этих “ям”, будет подвержен угрозе невидимой, коварной “петли” радиоактивного заражения. Все это неизбежное наследие, вызванное сатанинскими извращениями человеческого разума.
“Ибо окна с небесной высоты растворятся (как будто смерть придет с неба и последует страшный результат), и основания земли потрясутся” (стих 18).
На руинах
Картина ужаса усиливается:
“Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена. Шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель… она упадет, и уже не встанет” (стихи 19,20).
Несколько лет назад я вышел из самолета на острове Барбадос (Вест Индия) как раз спустя несколько дней после того, как здесь прошел сильнейший ураган. Несмотря на геркулесов труд по восстановлению после причиненного ущерба, местность представляла собой жалкое зрелище; особенно пострадал пригород и близлежащие деревни, где люди проживали в скромных деревянных лачугах. Вид этих разрушенных домов с сорванными крышами, а то и просто снесенных со своих оснований, наполнил меня жалостью к беспомощным людям, беззащитным перед титаническими силами природы. Но этот горький опыт кажется совсем незначительным, сам по себе, по сравнению с теми страшными последствиями ядерной войны, при которой наша пестрая цивилизация будет “качаться, как колыбель”. Содержание глаголов в еврейском языке, составляющих вышеприведенный отрывок, более многозначно. Если быть точным к оригиналу, перевод будет иметь следующий вид: “Земля совершенно уничтожила себя, земля начисто испарилась, земля сдвинулась чрезмерно”. Как это похоже на тему 10 главы! “Она упадет, и уже не встанет”, - вот логический конец эры человеческого тщеславия и безбожия.
“И будет… посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле” (стих 21).
Здесь, похоже, подразумевается активность двух родов сил: тех, которые ведут войну в небе и тех, кто сражается на земле. Но как мог Исаия 2700 лет назад знать об этом? Неудивительно, что пророки старались постичь смысл своих собственных писаний (о чем говорит и апостол Петр: 1 Петра 1:11) и увидеть, что они все означали!
Драматическая перемена
Вопреки всем ожиданиям, захватывающий дыхание ужас роковой гибели планеты заканчивается на оптимистической ноте:
“Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава” (стих 23).
Это уже Мессианское Царство – Сын Божий царствует как Царь евреев (см. еще раз Лука 1:31-33). А фраза – “пред старейшинами” – содержит намек на воскресение:
“Увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием” (Лука 13:28).
Следующая глава (Исаия 25) повторяет образец. Здесь уже меньше деталей, но идея та же. Сначала картина разрушения и разорения:
“Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен” (стих 2).
Конец дел человеческих – окончательный конец. Человеческое правление– на свалке. Вместо этого отдаются почести неведомому Богу:
“Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя; ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время (здесь, похоже, содержится заверение в божественной защите для верных Господа в эти тяжелые дни), защитою от бури, тению от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены” (стихи 3,4).
А здесь язык ядерного века, который в страхе от своих деяний. Но какой контраст дает пророческое обаяние:
“И сделает Господь Саваоф на горе сей (на Сионе) для всех народов трапезу из тучных яств… поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц… и скажут в тот день: вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!” (25:6,8,9).
Неминуемый гнев
Другой пример, на этот раз из Иеремии 25:15-23. Пророку приказано взять большую чашу с вином. Перед ним выстроены в ряд посланцы всех народов. Он должен настоять на том, чтобы все из них выпили свою часть вина ярости Божией. Тем не менее, появляется открытое нежелание делать это.
“Если же они будут отказываться брать чашу из руки Твоей, чтобы пить, то скажи им: так говорит Господь Саваоф: вы непременно будете пить” (стих 28).
Гнев Господа выражен в форме войны. Те, кто повернулся к Богу спиной, должны обеспечить средства своего собственного наказания:
“И они выпьют – и будут шататься, и обезумеют при виде меча, который Я пошлю на них” (стих 16).
Как точно эти слова передают настроения наций сегодня! Подобно группе лунатиков политики жертвуют благосостоянием своих народов, растрачивая огромные суммы и ресурсы на создание все большего количества бомб с “улучшенными” характеристиками массового поражения и на другие хромированные опасные штучки, и в то же время ни один из них не хочет войны. При каждом вновь возникающем кризисе дипломаты прилагают бешеные панические усилия для отказа испить чашу, которую им предопределено испить. Но пророку Господа невозможно противоречить: “Вы непременно будете пить!” Когда же они выпьют, что это будет означать?
“Бедствие пойдет от народа к народу” (стих 32).
Когда ученые совершают удивительные научные открытия, они почти всегда становятся на службу неким злым целям. Идеалисты надеялись, что изобретение радио будет способствовать улучшению международного сотрудничества. Над дверями радиовещательной корпорации в Лондоне написаны следующие слова: “Народы будут вещать мир народам”, - грубый плагиат прекрасного библейского текста:
“Он возвестит мир народам” (Захария 9:10).
На деле оказалось, что во время политического противостояния или открытой войны не было более эффективного средства, как радио, для разжигания ненависти между народами. “Бедствие от народа к народу”. Кризис, который предвещает Иеремия, имеет мрачный исход:
“Большой вихрь поднимется от краев земли. И будут пораженные Господом в тот день – от конца земли до конца земли, не будут оплаканы и не будут прибраны и похоронены; навозом будут на лице земли” (25:32,33).
Действительно мировая война
Первые две мировые войны в действительности не были мировыми. Несмотря на огромные жертвы и разрушения, многие страны с огромным населением остались фактически не затронутыми. Третья мировая война охватит всю землю. Ее внезапное начало принесет такой ужас и разрушения, которые могут представить себе лишь те, кто видел Хиросиму и Нагасаки. А радиоактивные облака разойдутся по всему миру, неся медленную смерть миллионам жителей планеты. “Ободряющая” альтернатива состоит в том, что противники вместо ядерных бомб будут использовать бомбы нейтронные. Они ведь “так хороши” – оставляют целые города, убивая только людей! Многие пророчества, говорящие о бедствиях и разрушениях, стали принимать ясные очертания лишь в течение последних сорока лет. Ужасы, которые они описывают, в наши дни становятся реальной угрозой. По словам одного журналиста сегодня все страны участвуют “в безумном забеге к ядерной войне”. По оценкам Стокгольмского Международного Института Мирных исследований в 1977 году затраты на военные цели составили сумму в размере 360 000 000 000 американских долларов (о небо, зачем так много нулей!). Сегодня эта цифра представляет уже “мелочь”. Нельзя забывать, что развалившийся Советский Союз обладает таким количеством боеголовок, которых более чем достаточно, чтобы уничтожить всю земную цивилизацию. Какой-нибудь безответственный политик реально может ввергнуть мир в ядерную катастрофу.
“Господи, что за безумцы эти смертные!”
Наблюдайте за Израилем
Есть одна деталь, которая заслуживает особого внимания. Перечень наций и народов у Иеремии, попадающих под осуждение, начинается с Иерусалима:
“Вот на город сей, на котором наречено имя Мое, Я начинаю наводить бедствие” (25:29).
Последний разрушительный катаклизм начнется там. Когда центром международного пожара станет Иерусалим, конец этого мира уже близок. Карибский кризис в 1962 году между СССР и Америкой из-за Кубы чуть не привел мир к ядерному конфликту. Это был хороший пример балансирования на грани войны, когда-либо происходивший в истории. Как в Москве, так и в Вашингтоне, на обоих концах этой “горячей линии” сидели люди, готовые в любую минуту нажать на роковую кнопку. Повсюду в Америке люди в панике готовились к самому худшему. В это время я писал своему другу в штатах: “Успокойся! Этого не произойдет”. Моя уверенность не строилась на некоей телепатии, а происходила просто от прочтения Иеремии 25:18,29. Огонь вспыхнет в Иерусалиме, а не на Кубе. Сегодня, в августе 90-х, возмутителем спокойствия на Ближнем Востоке является Саддам Хусейн, требуя для арабов в Израиле больших привилегий. Вторым в списке Иеремии стоит Египет, и все остальные упомянутые противники являются арабами и их ближайшими соседями. Поэтому, как и другие пророчества, это призывает людей к бдительности. Началом всеобщего конца будет нападение арабов на Израиль. Но видение Иеремии не останавливается на этом. Оно разворачивает картину всеобщего конфликта:
“И всех царей севера, близких друг к другу и дальних, и все царства земные, которые – на лице земли” (25:26).
Поэтому, Мировая война действительно произойдет.
15. Нет добра без ядерного гриба
Тема последней главы далека еще от завершения. Библия предоставляет еще много материала того же характера. Много мрачного и ужасного, но в то же время усиливается мимолетное впечатление о новом и счастливом мире, который наступит после всех этих кошмаров. В самом деле, если бы не так, то яркие описания суда и ярости Божией были бы в то же время бессмысленны. Если раковый больной уже обречен, вы можете позволить ему пребывать как можно дольше в его надеждах на излечение, прежде чем объявить ему самое страшное. Но если больному предстоит операция с хорошей вероятностью на успех, и далее на полное восстановление здоровья, вы говорите ему сразу и плохое и хорошее. Выбор уже остается за ним, а каков он, можно не сомневаться. Почти все Писание, имеющее отношение к теме суда и возмездия именно таково и есть. Глава 25 Иеремии (предыдущая глава нашей книги), пожалуй, единственное исключение, в которой все выглядит довольно мрачным.
Страшно и все же есть надежда
Захария 14, например, балансирует довольно примечательным образом между темным и светлым, ужасом и надеждой. Он начинает с показа Иерусалима, находящегося в безвыходном положении: город осажден, взят, разграблен, жены обесчещены, половина населения уведена в плен. Но затем следует яркая картина вступления Господа за Свой народ. Это, совершенно безошибочно, личное возвращение Господа Иисуса в Его небесном величии, сопровождающееся сильным землетрясением. Возвещено Царство Божие и с этого времени навсегда “проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно”. Но прежде чем будет достигнут этот счастливый финал, пророк бросает ретроспективный взгляд, от которого кровь стынет в жилах, на те ужасы, которыми поразит Господь народы, воевавшие против Иерусалима:
“И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него. И будет в тот день: произойдет между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку ближнего его” (Захария 14:12,13).
Что может вызвать эти страшные последствия? Будут ли они всеобщими или ограничатся одной Палестиной? Что заставит народы перессориться между собой таким ужасным способом? Неизбежно, в ответах на эти вопросы будет присутствовать определенная доля предположений.
Может это бомба?
Причиной может быть ядерная радиация или некая ужасная болезнь, или до сих пор не применяемое секретное бактериологическое или химическое оружие, работа над совершенствованием которого ведется во многих лабораториях мира (можно не сомневаться, что его достаточно накоплено на хорошо охраняемых секретных складах). Первое из этих предположений по большому счету только догадка, но нельзя исключать одну деталь. Израиль – самый маленький член ядерного клуба и, доведенный до отчаяния, с большой вероятностью прибегнет к этому последнему аргументу. Но язык пророка предполагает эскалацию, выходящую за рамки Израиля. Что даст волю этим ужасам войны, остается на воображении читателя. И все же пророчество заканчивается картиной невыразимой красоты: на земле – Царство Небесное, народы уже не хватают друг друга за горло, но живут счастливо при благословении Божием, служа Ему всем сердцем и всем своим существом. Язык пророчества – язык древний, язык времени жизни пророка; было бы слишком неверным требовать от Захарии выражаться в терминологии конца двадцатого столетия, но по существу, послание воспринимается безошибочно, как по силе своего воздействия, так и по своему утешительному финалу.
Снова Исаия
Ядерная угроза со стороны Израиля велика еще и в силу того, что страна противостоит в одиночестве объединенным силам арабских наций. Один ведущий израильский политик заявил как-то, что “в определенных обстоятельствах мы не будем колебаться в вопросе применения нашего ядерного потенциала против наших врагов, ближних или дальних”. Сама возможность этого отчаянного шага, взятого на вооружение, проливает свет на другое замечательное пророчество (Исаия 34), которое описывает последний суд, определенный над Идумеей (Едомом) – старым арабским врагом Израиля в “день мщения у Господа, год возмездия за Сион” (стихи 6,8), то есть за Иерусалим. Следующие два стиха рисуют картину, которая долгие годы представляла загадку для изучающих это пророчество. Но уже не сегодня, ибо достаточно представить последствия ядерного удара по региону, насыщенному нефтью и не требуется никаких дальнейших объяснений:
“И превратятся реки его в смолу, и прах его в серу, и будет земля его горящею соломою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней” (Исаия 34:9,10).
Но следующая глава привносит ободрение и утешение разуму напуганного ужасами читателя; ибо в ней перед нами раскрывается самая прекрасная картина обновленной, очищенной земли, наполненной благословением и счастьем:
“Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет как нарцисс. Великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать… они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колена дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь… и возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся” (Исаия 35).
Другое подобное описание
Пророк Иоиль также имеет этот двойной элемент, когда за мрачными ужасами суда Божьего следует обетование светлого будущего. В красочном отрывке (2:28-32), повествующем об излитии Духа Божьего и об Иерусалиме, как месте спасения каждого призывающего имя Господне, имеются также и следующие слова:
“И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный” (Иоиль 2:30,31).
Фраза “столпы дыма” при буквальном переводе выглядит как “пальмовые деревья дыма”. По-видимому, если бы Иоиль жил в наше время, он написал бы: “грибовидные облака дыма”. В таком контексте, даже притом, что солнце и луна часто используются в символизме Библии для изображения Израиля, в данном случае весьма резонно понимать их в буквальном смысле. В 1883 году проснувшиеся вулканические острова Кракатоа в течение месяцев извергали столбы дыма, огня и пепла, что было очень похоже на описанный феномен Иоиля. Но у него – это “день Господень, великий и страшный”, с которым не идет ни в какое сравнение природный катаклизм Кракатоа. Но при таких ужасах, как можно чувствовать себя в безопасности в Иерусалиме тем, “кто призовет имя Господне?” Только потому, что, согласно Иоилю, Господь Сам будет присутствовать там:
“И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых” (3:16).
О том же в Новом Завете
Даже оставляя вне поля зрения книгу “Откровение”, Новый Завет имеет также многое, что сказать на тему будущего кризиса, наполненного судом и благословением, как и у вышерассмотренных пророков. Господь Иисус, уступая просьбе учеников о том, “когда же это будет? И какой признак, когда это должно произойти”, наряду с другими знамениями приводит и следующее:
“И будут знамения в солнце и луне и звездах” (Лука 21:25).
Подобное описание, особенно если сравнивать с Иеремией 31:35,36, можно вполне обоснованно считать описанием последнего великого бедствия, обрушившегося на Израиль. Но большинство комментаторов придают этим словам более широкую интерпретацию. Определенно, они видят в этом картину глобального масштаба. Господь Иисус продолжает:
“На земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются” (Лука 21:25,26).
Некоторые из этих выражений очень характерны для описания чувства обреченности и безнадежности, которые вкрадываются в сознание людей сегодня повсюду, чтобы на них не обратить внимание. Очень характерны, чтобы быть случайностью? И все же человеческая природа удивительно эластичная вещь. Дайте время и человек, кажется, способен приспособиться к любым обстоятельствам и положению. Но здесь Иисус говорит о конце пути. Никакой перспективы на улучшение, никаких надежд на благополучный исход. Вместо этого – “люди проходят через весь этот ужас” – вот идея, лежащая за словами Господа. И греческое слово, переведенное здесь как “недоумение”, несет в себе значение: “все запасы исчерпаны, безвыходное положение”. Какого рода знамения и свершения приведут людей к лимиту их выносливости?
|