БОГАЧ И ЛАЗАРЬ
Исследуемое и объясняемое нами место Писания, конечно, не самое важное в Слове Божием. Тем не менее, для Лук.16:10-31 характерно, что многие придают этому отрывку больший вес, чем остальным в Писании, и основывают на нем много учений.
Когда к какому-либо отрывку Писания обращаются снова и снова с тем, чтобы обосновать свои понятия и выдвигаемое учение, это место автоматически приобретает огромную важность и значение. И вряд ли найдется еще одно такое же место в Библии, к которому обращались бы для обоснования столь многочисленных убеждений, как то, которое ожидает сейчас нашего рассмотрения. Те, кто придерживаются общепринятого и популярного убеждения о человеческой природе и участи, почитая себя ортодоксами, ищут защиты в истории о богаче и Лазаре. Из этой, якобы неприступной крепости, они призываются поднять руки и сдаться всех тех, кто осмеливается верить и учить тому, что расходится с общепринятыми понятиями. В течение веков в это место вкладывались определенные понятия, которые также и проповедовались. И сегодня, читая эти стихи Писания, люди воспринимают их, как будто там действительно сказано то, о чем они слышали. И хотя многие проповеди о богаче и Лазаре идут вразрез с тем, чему на самом деле учит этот рассказ, проповедники не могут увидеть эти различия.
В течение многих лет я занимался счастливой и плодотворной работой исследования с микроскопической точностью каждого из 859 мест Священного Писания, где говорится о душе. Результатом тщательного анализа было однозначное заключение: человек есть душа, а не человек имеет душу, как верят многие. Теория Платона учит, что человек имеет душу; свидетельство Библии - человек есть душа. Более того, эти исследования показали, что в Писании нигде не сказано о бессмертной или не умирающей душе. Однако, мои попытки донести это другим, часто оказывались бесплодными, потому что мои собеседники твердо верили, что история о богаче и Лазаре (в которой далее не упоминается слова “душа”) противоречит всем истинам, которые я нашел и старался преподать.
В то же время я уделял много внимания изучению всей открытой Богом истины относительно человеческой участи и будущего наказания. Результаты этих исследований для многих не представляют никакой ценности, а затраченные усилия считаются пустой тратой времени. Им кажется, что все, что нам необходимо знать об этом, в сжатом виде представлено в истории о богаче и Лазаре. Это место - их путеводитель, и посредством него они определяют и контролируют истолкование большей части Писания.
Мы можем увидеть из ряда работ, посвященных разбору этого отрывка Писания, что к нему постоянно прибегают за доказательствами того, что человек имеет душу, что душа бессмертна, что смерть - это иная форма жизни, что смерть - это всего-навсего жизнь в другом месте, что смерть есть подражание жизни, что в момент смерти человек вводится в неописуемое счастье или ужасную скорбь. Оно используется для доказательства того, что наказание нечестивых начинается в момент их смерти и осуществляется посредством огня вечно. Это место используется для описания характера наказания между смертью и воскресением, а также наказания после воскресения. На основании этого допускают, что наказание человека вступает в силу до того, как он осужден, а также это же место используется, чтобы изобразить наказание после того, как он предстанет на Божий суд. Оно используется, чтобы доказать, что мертвые вовсе не мертвы, но живы и находятся в полном сознании. Фактически, на основании этой истории отрицается все, что Ветхий Завет говорит о смерти.
Эта история постоянно использовалась, чтобы нещадно критиковать богатых и возвеличивать бедных. Она использовалась священниками, чтобы держать бедных в подчинении, чтобы они не желали того, чем наслаждаются богатые. С помощью нее люди доказали, что богатству присуще зло, а бедности - великая добродетель.
На этой истории основывается представление о том, что ад (греч. Гадес) есть место для бестелесной души; и теория об аде, как о месте с двумя отделениями, основывается исключительно на ней. К ней обращаются, чтобы показать, что рай - это одно из двух отделений ада, хотя слово “РАЙ” не встречается в ней. С ее помощью доказывают, что рай и “лоно Авраамово” - это одно и то же. Фактически, это место является основанием почти для всех сегодняшних представлений о промежуточном состоянии, т.е. состоянии людей между смертью и воскресением.
Многие настаивают на том, что эта история - единственное место, где наш Господь снимает покрывало и показывает людям условия, которые существуют по ту сторону смерти; что здесь описаны условия, переживания и даже переговоры умерших. Повторяю, что нет больше во всем Слове Божием такого места, в котором искали бы подтверждения столь многим учениям и представлениям, как история о богаче и Лазаре. Но если эти различные учения и представления извлечены именно оттуда, то все должны согласиться, что это место, несомненно, является наиболее важным и далеко идущим откровением истины в Библии. Тогда это место действительно должно быть настоящим путеводителем христиан, тем, что нужно крепко-накрепко запомнить и никогда не упускать из виду. Однако, если мы примем эту точку зрения, то это поставит нас в затруднительное положение: Христос дал величайшее откровение истины в Слове Божием людям, которые не желали выполнять Его волю, т.к. эта история была рассказана сребролюбивым и насмехающимся фарисеям. Одно это обстоятельство заставит того, кто любит истину, усомниться в принятии самоуверенного заявления многих, что в этой истории Господь убирает покрывало и наказывает людям увидеть их переживания по ту сторону смерти.
Как человек, посвятивший свою жизнь постижению Слова Божия, принятию его истины и обучению других, я могу со всей искренностью сказать, что если история о богаче и Лазаре действительно учит всему, что было нами перечислено, то я сам хотел бы верить и учить этому. Если это место действительно должно пониматься буквально и рассматриваться, как рассказ о реальных событиях (как утверждают многие), то я сам хотел бы принять как факты все выдвигаемые там идеи. Однако, длительное и тщательное изучение этого места привело меня к убеждению, что оно не учит ничему из вышеизложенного и не является рассказом о реальных событиях.
Многие, опираясь на это место, пытаются обосновать то, во что они верят. Пытаясь найти истину, они представляют историю о богаче и Лазаре как рассказ о реальных событиях. Если это так, то многое, о чем учит это место, будет тотчас нами отвергнуто: например, оно ставит будущие благословения в зависимость от нынешней бедности, а не от отношений с Богом через Иисуса Христа. Если кто-то хочет учить тому, что положение в грядущей жизни будет всего лишь противоположным тому, которое было в этой жизни, то он может найти этому подтверждения в стихе 25 (Лук.16:25).
Для некоторых очень просто принять какую-либо точку зрения, а потом искать для нее подтверждения в Библии. К Библии человек обращается в последнюю очередь. Если, заглянув в нее, он находит, что Библия опровергает его представления, то он будет обращаться к ней снова и снова в надежде найти какое-нибудь обоснование своего мнения. Это валаамский дух при изучении Библии. Они советуются с Писанием так же, как Валаам советовался с Богом. Его собственные предубеждения заставляли его попробовать еще раз, “что скажет Господь”, посмотреть, не найдет ли он чего-либо более для себя подходящего. Те, кому свойственен этот дух, не смогут удержаться от того, чтобы не наложить на Слово Божие свои представления. Вскоре они убеждают себя видеть в Писании то, о чем там не сказано. В связи с этим для нас сейчас было бы хорошо внимательно прочитать историю о богаче и Лазаре, отложив при этом всякие предубеждения.
“Некий человек был богат, и одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Нищий же некий по имени Лазарь лежал у ворот его, покрытый язвами; и хотел он насытиться тем, что падало со стола богача, и собаки приходили и лизали язвы его. И случилось, что умер нищий, и отнесли его ангелы на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его; и в аду пребывая в мучениях, поднял он глаза свои и видит издали Авраама и Лазаря и лоне его. И воззвал он со всей силой: ”Отче Авраам, смилуйся надо мной, и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец пальца своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучусь в этом пламени. ”Но Авраам сказал: ”дитя мое, вспомни, что как ты получил благое твое в жизни твоей, так и Лазарь злое. Теперь же он здесь утешается, а ты мучишься. И при всем том, между нами и вами утверждена великая пропасть, чтобы хотящие перейти отсюда к вам не могли, и оттуда к нам не переходили бы. ”И он сказал: ”тогда прошу тебя, отец, послать его в дом отца моего, ибо есть у меня пять братьев, пусть свидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. ”И говорит Авраам: ”Есть у них Моисей и Пророки: пусть послушают их”. Он же сказал:” нет, отец Авраам, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.” Но он сказал: ”Если Моисея и Пророков не слушают, то, когда бы и воскрес кто из мертвых, не убедятся они” (Лук.16:19-31)
Слово Божие - скала; и даже более того - драгоценный камень, который выдержит любое количество испытаний. Оно - светильник для ног наших, который не погасишь проверкой, Оно приветствует исследования. Оно призывает людей думать над ним. Если люди перестанут опасаться этого, и примут Божие утверждение, что “мы не имеем силы против истины, но только за истину” (2Кор.13:8), они не будут бояться нырнуть с головой в изучение Слова Божия. Пусть оно глубоко; я предпочитаю утонуть в нем, чем быть избитым до смерти волнами человеческого невежества, ошибок, суеверия и мнений. Размышляющие над Словом Божиим день и ночь названы блаженными.
Ввиду того, что история о богаче и Лазаре, по мнению большинства христиан, фактически сводит на нет все ветхозаветное откровение о человеческой участи, она требует максимальной проверки и продолжительного размышления. Если этого нет, то строить что-либо на основании этого места просто нечестно. Многие из тех, кто ставят истолкование остальной части Писания под контроль и зависимость от этой части Слова Божия, периодически демонстрируют поразительное незнание даже того, о чем там сказано.
Все, кто будут искренне исследовать этот отрывок, в результате обнаружат появление бесчисленных вопросов, проблем и трудностей. Они требуют тщательного рассмотрения; и лишь после этого мы сможем успокоиться, уверенные в том, что мы обнаружили верное истолкование этого места в Слове Божием.
В Лук.16:19-31 записана история, рассказанная Господом Иисусом. Относительно этого нет ни малейших сомнений. Перевод можно считать приемлемым (ссылки на новый перевод с греческого подлинника, B.F.B.S., 1970), за несколькими исключениями (слова “пиршествовал блистательно” нуждаются в более точном переводе, т.к. в оригинале не сказано о пиршестве или банкетах. Более приемлемым был бы перевод:” каждый день жил в удовольствиях и роскоши”. В стихе 22 и 23 вместо безликого слова “лоно” лучше поставить “грудь”. В стихе 23 вместо слова “ад” лучше поставить “гадес”). Итак, если мы воспользуемся этим переводом, то мы можем быть уверены, что перед нами слова, сказанные нашим Господом Иисусом.
Наша задача - раскрыть смысл, который Господь вкладывал в Свои слова, и какие цели он при этом преследовал. Эти слова выражают Его мысли по этому поводу. Из сказанных Господом слов мы должны узнать, что Он задумал.
Большинство людей считают, что это - чрезвычайно простая задача, потому что они воспринимают эту историю, как простое прямое, прозаичное описание реальных событий, имевших место до рождения Иисуса, свидетелем которых Он был до Его воплощения. Они настаивают на том, что в этой истории описаны реальные события, переданные Господом с целью открыть состояние, которое существует после смерти.
И все же те, кто придерживаются этой позиции, не смогут удержаться в ней при более тщательном изучении этой истории. Они не решатся до конца следовать этой позиции во всех ее выводах и принять все ее заключения. Они не перенесут свое представление об “ исторической реальности” в каждую деталь. Всегда что-то попадает в разряд “образного или предполагаемого”. Их позиция рушится, когда они сталкиваются с “фактической реальностью” того, что Лазарь был перенесен ангелами на лоно Авраамово. Они не знают, что делать с утверждениями, которые показывают, что у богача были глаза и язык, а у Лазаря - палец. Они не могут подогнать эти части тела к своим идеям о “бестелесной душе”.
БОГАЧ
Во многих проповедях на эту тему богач изображается чрезвычайно подлым, и представляется, как типичный образец грешника. Но здесь ничего подобного не изображено, и наш Господь старательно обошел в Своем рассказе какое-либо указание на великое зло. Привнесение этого может лишь испортить нарисованную Им картину. Мы только знаем об этом человеке, что он был богат, одевался в дорогую одежду и жил в роскоши. Это все, что нам известно, и то очень немного. Представленные нам факты касаются лишь его положения, и их недостаточно, чтобы верно оценить его характер. О его характере нам ничего не открыто. Как говорит Грэнч: ”Он был одним из тех, о ком все могут говорить хорошо; о ком худшее, что можно сказать - что он предпочитал жить праздно, с радостью удаляя от себя все болезненное для плоти, предаваясь удовольствиям”. (“Notes of Our Lord” by Richard Chevelix Trench, D.D. Flaming H. Revel. N.Y., p.346).
В нашей чопорной самоправедности мы склонны думать, что утверждения в Лук.16:19 описывают великого грешника вроде Ахава или Иуды Искариота, но все это основывается лишь на воображении. Сегодня заурядный американец среднего уровня лучше одевается и ест, а об имеющихся у него удобствах тот богач и не мечтал. Мы не считаем человека плохим лишь потому, что он богат, или хорошо одевается. Мы, конечно, можем спросить, насколько это мудро - жить в роскоши и удовольствиях; но мы не спрашиваем, нравственно ли это. Можем ли мы тогда оценивать этого богача как ужасного нечестивца? Осмелимся ли мы оговаривать того, о ком Господь этого не сказал? Верно, может быть то, что он не кормил нищего; хотя даже в этом мы не можем быть уверены.
Нам не сказано, как этот человек приобрел свое богатство. Поэтому, если мы хотим быть среди тех, кто “не приписывает зла”, то давайте не будем говорить, что оно было приобретено неправдой. Наш Господь не дает об этом никакого откровения. Авраам, обращаясь к нему, также не обвиняет его ни в чем подобном. Мы должны быть уверены, что, то о чем мы говорим, есть в Писании. Но где Слово Божие молчит, будем молчать и мы.
Очевидно, что Господь желал показать составной портрет богатых влиятельных людей Израиля того времени, особенно фарисеев; но, кроме того, саддукеев, книжников, законоучителей и священников. Давайте не будем брать на себя смелость убавлять или прибавлять что-либо к Его картине, чтобы нам не оказаться виновными.
ЛАЗАРЬ
Следующий представленный нам персонаж - Лазарь, человек в отчаянной нужде. Многие представляют этого нищего как благочестивого, набожного, святого. Но в словах Господа мы не находим ничего подобного. Он представляет его как нищего, покрытого язвами, но не более того. Здесь Господь также старательно обошел изображение чего-либо подобного. Об этом нищем нам не открыто ничего из того, что могло бы вызвать у нас восторг и похвалу. Его состояние вызывает у нас сочувствие, но мы не видим в нем ничего достойного подражания. Мы не отважимся советовать кому-нибудь, строить свою жизнь по образу этого нищего, так же как мы не можем указать на него и сказать: ”Иди и поступай так же”. Мы бы относились к нему с большим пониманием, если бы нам было сказано, что он надеялся на Бога в восполнении своих нужд, а не ждал крох от богача. Сомнительно, что в его жизни было Божие обеспечение по его молитвам. Из сказанного нам мы знаем лишь то, что его надежды были на богача.
Некоторым может показаться, что я обращаюсь с этим нищим сурово. Могу с этим согласиться, но поспешу сказать, что причиной этому служит не недостаток жалости к нему. Я хочу лишь составить истинный портрет нищего, данный Господом, и противостать вымыслу о великом благочестии, которое люди склонны ему приписывать.
Можно согласиться с тем, что кое-что в богаче заслуживает порицания. Он одевался слишком хорошо и жил слишком роскошно; но в общем не был плохим. И если мы можем осудить его за это, то в Лазаре ничто не вызывает у нас похвалу или восхищение. Нет ни намека на то, что он был праведником или человеком веры. Если бы он жил во времена Давида, Давид не написал бы (о нем) своего великого свидетельства: ”Я был моложе, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба” (Пс.36:25).
Читатель может поддержать все вышеизложенное после внимательного прочтения слов Господа. Тот, кто искренне стремится к истине, не сможет согласиться с тем, что в этой истории противопоставлены праведный и нечестивый. Нет ни намека на великое зло богача и праведность нищего. Богач - не образ грешника. Нищий - не образ святого.
ИХ СМЕРТЬ
История продолжается, и далее мы читаем, что нищий умер, и был отнесен ангелами на лоно Авраамово. Здесь появляются более важные вопросы. Запись ли это реальных исторических событий? Должны ли мы понимать это буквально? Если нет, то, как нам это понимать? Действительно ли ангелы отнесли мертвого Лазаря? Если кто-то скажет: ”Человек умер на улице, и друзья отнесли его домой”, то как мы это поймем? Должны ли мы понимать так, а то - иначе?
Именно на этом месте те, кто настаивают на исторической реальности, вводят понятие “души” или “бестелесной души”. Но как может кто-то отнести душу, и почему душа нуждается в том, чтобы ее относили? В словах нашего Господа не выражено ничего подобного. Нищий лежал у ворот богача, нищий умер, и нищий же был отнесен ангелами.
Здесь мы встречаемся с первой и единственной в Библии ссылкой на “лоно Авраамово”. Это название создает нам еще одну проблему, которую многие разрешают, говоря, что это - новое название для небес или рая. Но если это так, то почему оно не используется в других местах? Если же, как утверждают многие, здесь сказано об отделении в мифологическом гадесе, где, как предполагается, находятся духи умерших праведников между смертью и воскресением, то почему ему вдруг дано такое название? И интересно, как называлось это место за несколько тысяч лет до Авраама? Даже тот, кто неглубоко вникает в Писание, должен признать, что это название и его единственное употребление здесь являются весьма странными.
Далее нам сказано, что богач умер и был погребен, нам изображается его состояние, “и в гадесе, пребывая в мучениях”. Далее мы находим, что он находится примерно в том же месте, что и Авраам с Лазарем; и что его страдания несказанно усиливаются, когда он смотрит через пропасть и видит вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Из этого ясно, что хотя расстояние между ними было велико, оно было также достаточно небольшим для того, чтобы видеть друг друга и переговариваться.
Если богач видел их, что они пребывают в блаженстве, то и они должны были видеть его мучения. А если, как утверждают некоторые, мучения богача были сокрыты от их глаз, они все же могли его слышать. Ввиду этого может ли кто-нибудь поверить в то, что Авраам и Лазарь были чрезвычайно счастливы, видя мучающегося человека и слыша его мольбы о нескольких каплях воды? Мучающийся человек, с мольбой просящий воды, может вызывать у восприимчивого человека сострадание. И лишь бессердечный сможет наслаждаться в подобных условиях. Неудивительно, что те, кто придерживаются буквального истолкования этого места, в своем учении принимают меры к ликвидации гадеса как места пребывания и хороших и плохих; и переносят хороших на небеса через несколько месяцев после того, как была рассказана эта история. (Краткое изложение этого учения можно найти в Библии с комментариями Скоуфилда под заголовком “Гадес после вознесения Христа”).
Те, кто испытывают радость от страданий других, кто находит удовольствие, наблюдая сцены страдания, называются садистами. Садизм - это одна из форм психических заболеваний. Можем ли мы поверить в то, что Авраам настолько изменился, что он мог пребывать в блаженстве, наблюдая страдания другого человека и слыша его мольбы о незначительном облегчении? Я совершенно уверен в себе, что если бы был там, то, в соответствии с характером, попытался бы как-либо облегчить его страдания, даже с риском упасть в эту великую пропасть. Я надеюсь, что всегда буду готов рискнуть собственными удобствами, если при этом смогу облегчить страдания другого.
ИХ ПЕРЕГОВОРЫ
Разговор богача с Лазарем - один из самых странных, которые можно найти в Библии. Богач видит вдали Авраама и Лазаря на его лоне, и обращается к Аврааму, называя его “отец Авраам”, с просьбой оказать ему милость. Это вызывает множество вопросов. Почему он взывает к Аврааму? Может быть, Авраам главный в этом месте? Может быть, Авраам мучил его? Авраам отнял у него воду? Имел ли Лазарь палец, который он мог бы окунуть в воду? Имел ли богач язык, который мог быть прохлажден?
Богач не взывал к Богу. Его мольбы были направлены к Аврааму, и его странная мольба становится еще более странной в свете ответа Авраама. Авраам обращается к нему “Дитя”, и предлагает ему вспомнить, что в его жизни он уже получил свое хорошее, а Лазарь - злое, в результате чего он теперь утешается, а богач мучается.
Этот ответ Авраама создает нам большую проблему. Как странно то, что когда этот человек молит о милости, ему не напоминается о каком-либо грехе, нечестии или неверии. Он не обвинен ни в идолопоклонстве, ни в притеснении бедных, ни в неправедном приобретении чужого добра, ни в обкрадывании сирот, ни в преследовании вдов. Единственный данный всему ответ заключается в том, что он уже получил свое хорошее в течение своей жизни, и поэтому он теперь мучается.
Если утверждение Авраама что-либо значит, если оно чему-либо учит, то не чему иному, как тому, что положение в грядущей жизни меняется на прямо противоположное? Но это противоречит всем местам в Слове Божием, где сказано о человеческой участи. Из уст Авраама не выходит ни обвинения в адрес богача, ни похвалы нищему. Их обстоятельства подытожены в утверждении, что один получил в своей жизни доброе, а другой злое.
Об этом утверждении Авраама стоит серьезно подумать. Мы не можем просто отмахнуться от него, как будто оно не имеет отношения к страданиям и блаженству, испытываемым этими двумя. Если бы оно не имело значения в связи с этим, Авраам бы просто этого не сказал. Если бы эти слова Авраама не являлись ответом, Господь бы их не передал.
Рассматривая в связи с этим свою жизнь, я должен признать, что она была наполнена добром. Было бы неблагодарно с моей стороны оценивать ее иначе. У меня хорошие родители, которые любили меня и заботились обо мне, я вырос в хорошем доме. Мое детство было счастливым. Моя жизнь в зрелом возрасте была наполнена бесчисленными добрыми вещами. Меня радовало хорошее здоровье. Мой брак был благословенным. Я могу засвидетельствовать: ”Истинно, благость и милость сопровождали меня во все дни жизни моей”. Следует ли из этого сделать вывод, что раз моя жизнь была наполнена добром, грядущая жизнь должна быть наполнена злом? И, наоборот, если моя жизнь была от рождения наполнена печалью и несчастьем, значило ли это, что грядущая жизнь будет наполнена добром?
Я уверен, что если мой читатель обучен Слову Божиему, то он согласится с тем, что грядущая жизнь вообще не зависит от того, имели ли мы доброе на протяжении этой жизни или нет. Наше будущее определяется лишь нашими отношениями с Богом через Иисуса Христа. Человек входит в жизнь не из-за бедности, и уходит в погибель не от того, то был богат. Однако, именно в этом заключается ответ Авраама на мольбу богача о милости: ”Но Авраам сказал: ”дитя мое, вспомни, что, как ты получил благое твое в жизни твоей, так и Лазарь злое. Теперь же он здесь утешается, а ты мучаешься” (Лук.16:25).
Мы имеем полное право спросить, почему Авраам сказал это. Почему он напоминает богачу о чем-то, что не имеет отношения к его страданиям? Почему он указывает на что-то, что не имеет отношения к блаженству Лазаря? Это трудный вопрос; но наше затруднение намного усилится, когда мы вспомним, что сказавший эти слова в своей жизни сам был очень богат (Быт.13:2), и его жизнь была наполнена добром, включая личные взаимоотношения с Богом. Не кажется ли это абсурдом, что человек, чья жизнь была наполнена добром, в ответ на мольбы другого человека о нескольких каплях воды напоминает ему, что он уже получил свое доброе в течение своей жизни? Если богачу должно было напомнить о том добром, которое он уже получил, то Авраам меньше всего подходил для этой роли.
Просьба богача была отклонена по двум причинам: по причине того, что он уже получил свое доброе, и, вдобавок, по причине невозможности ее исполнения. Ибо между ними утверждена великая пропасть, чтобы хотящие перейти отсюда туда не могли, и оттуда сюда не переходили бы.
После этого богач начинает просить Авраама, чтобы Лазарь был послан в дом его отца для свидетельства пяти его братьям, чтобы и им не прийти в это место мучения. В ответ на это Авраам говорит богачу, что у пяти его братьев есть Моисей и пророки, т.е. Ветхий Завет, и что они могут слушать их. Богач возражает, что этого не достаточно, они нуждаются в большем; и что они уверуют, если кто-то воскреснет из мертвых. На это Авраам отвечает, что если они не слушают Моисея и пророков, то даже если кто-то воскреснет из мертвых, это их не убедит. На этом история заканчивается.
История о богаче и Лазаре достаточно известна. Любой христианин наверняка имеет какую-то информацию о ней. Но хорошо бы каждому из нас задаться вопросом, откуда эти знания были получены. Пришли ли они от продолжительного размышления над этим отрывком? Или они были получены из услышанных проповедей? Часто бывает так, что мы совершенно несведущи в тех вещах, с которыми мы более или менее знакомы. Мы имеем склонность формировать определенное представление, которое впоследствии накладывается на то, что мы читаем или наблюдаем.
Утверждения, которые были сделаны в этом исследовании, возможно, впервые откроют многим глаза на истинный характер истории о богаче и Лазаре. Многие долго накладывали на нее свои представления и вкладывали в нее свои понятия. Им кажется, что она представляет собой великую картину Бога и Христа, дом искупленных и место пребывания проклятых, небеса и ад, великого грешника и великого святого, мучения великого грешника вследствие злой жизни и блаженство великого святого на небесах вследствие праведной жизни.
|