Целью Господа при рассказе о нечестивом управляющем было выявить нелепую и абсурдную позицию книжников и фарисеев. Они контролировали в Израиле все, но они использовали свое положение и власть для обогащения. Они обесценили Божии требования, чтобы приобрести себе друзей и удержать свою систему и власть. Они смотрели на свои достижения с гордостью и удовлетворением, и действительно думали, что раз их хвалят люди, то похвалит их и Бог. Они были в немилости у Бога, и поэтому использовали Божие, чтобы добиться благосклонности у людей.
Наш Господь раскрыл их нелепую позицию рассказом нелепой истории. Это шедевр сатиры. Еще не было произнесено более сильного укора. Он подытожил все, обратив их внимание на очевидный факт, что даже люди мира не поверят, что работодатель, решивший уволить человека за неверность, передумает и похвалит его, когда найдет его в еще большей неверности. Никакой человек мира не поверит этому, но книжники и фарисеи, почитавшие себя детьми света (Ин.9:41), поступали так, как будто так и должно. Он выразил их принципы словами и высмеял их.
За этим следует одно из самых ироничных утверждений Библии:
“И Я говорю вам: сотворите себе друзей богатством неправедным, чтобы, когда его не станет, они приняли вас в вечные обители” (Лук.16:9).
Было много разнообразных попыток объяснить эти слова. Искусные переводчики изо всех сил пытались привести это утверждение нашего Господа в гармонию с Его последующими словами: ”Не можете служить Богу и маммоне”. В этом нет нужды. Эта трудность создана человеком. Этот отрывок - не моральная заповедь. Здесь выражена ирония, которая не была замечена, что и привело к большой путанице. Смысл ироничных утверждений прямо противоположен буквальному значению сказанных слов. Это подобно Божию заявлению в Суд.10:14:
“Пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас в тесное для вас время” (во время скорби - англ.)
Ученики не восприняли его слова как нравственную заповедь. Они знали, что уже стали друзьями Того, Кто Единственный мог принять их в вечные обители (Иоан.6:68).
Господь продолжает говорить Своим ученикам, но характер его слов сменяется на буквальную истину. Вся сатира и ирония оставлены, но каждое утверждение подобно острой стреле в сторону фарисеев. Теперь они слышат, каким истинам Он учит Своих учеников. Вот что Он говорит им:
“Верный в малом - и во многом верен, и неправедный в малом - неправеден и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не оказались верны, кто вверит вам то, что истинно? И если вы в чужом не оказались верны, кто вам даст ваше? Никакой раб не может служить двум господам: или одного возненавидит, а другого возлюбит; или к одному привяжется, а другим пренебрежет. Не можете Богу служить и богатству ”(Лук.16:10-13).
Лука сообщает нам, что “и слышали это все фарисеи, которые были сребролюбивы” (Лук.16:14). Он даже не обращается к ним, но они все же поняли смысл Его сатирических и ироничных замечаний. Они знали лучше, чем кто бы то ни было то, что Он высмеивал. Они не могли отрицать истину Его слов, и поэтому пытались найти тщетное утешение, насмехаясь над тем, Кто говорил с ними.
Их любовь к деньгам вызвала эту насмешку над Ним. Фактически, сребролюбие двигало ими во всем, что бы они ни совершали. Их тщеславие было сильно, но желание, чтобы на них обращали внимание, было сильнее (Мф.23:5), однако их сребролюбие было сильнее всего. Ими никогда не двигала любовь к людям, но всегда сребролюбие. Никакие просьбы не могли заставить их развязать кошельки. Многие из их учений были придуманы лишь с целью обогащения и сохранения того, что они уже имели. Можно найти много примеров тому из Писания.
В законе сказано: ”Почитай отца твоего и мать твою; не почитающий отца и матери смертью умрет”. В связи с этим может показаться, что если родители фарисея были в нужде, то любовь к родителям должна была превзойти их сребролюбие. Но это было не так. Чтобы не содержать своих родителей, они распространили учение, согласно которому им нужно было лишь сказать им: ”это корбан”, то есть, что все их деньги посвящены Богу, и поэтому не могут быть использованы для поддержки нуждающихся родителей, что, в свою очередь, освобождало их от всех обязанностей по отношению к ним. (См. Мк.7:9-13)
Фарисеи насмехались над Ним, что отмечено в Лук.16:14, и Господь прерывает Свою речь, обращаясь прямо к ним. Его слова записаны в Лук.16:15-17, и я перескажу их с целью изложить их более подробно. Я верю, что Он имел в виду именно это. (Лук.16:15-17)
Вы издеваетесь и насмехаетесь надо Мною, но вы нее можете отрицать абсурдность ваших учений, как вы не можете опровергнуть и обвинения, которые я против вас выдвигаю. Вы извратили Слово Божие, чтобы оправдать себя и свои действия перед людьми, но Бог знает ваши сердца. Обращаясь нечестиво с Божьими установлениями, вы приобрели уважение людей; но ваши действия, которые почитаются другими, суть мерзость перед Богом. До Иоанна Бог общался с Израилем посредством закона и пророков, но вы упразднили заповеди Божии своими традициями. После Иоанна Крестителя провозглашается царство Божие, вызывая у всех великий восторг, но не у вас. Вы закрываете от людей Царство Божие. Вы сами не входите, и не позволяете войти тем, кто хочет (Мф.23:13). Но говорю вам, что легче исчезнуть небу и земле, чем исчезнуть малейшей заповеди в законе. Вот вам пример. Бог через Моисея действительно разрешил разводиться, но вы унизили это, чтобы исполнять свои похоти. Вы создали себе систему, как обходить закон Божий и при этом в собственных глазах быть чистыми от греха прелюбодеяния. Тем не менее, закон стоит, и все, принимающие ваши учения о разводе и потом вступающие в отношения с другой женщиной, виновны в прелюбодеянии.
Речь Господа к ученикам была ненадолго приостановлена из-за насмешек фарисеев, но еще не была закончена. После прямого обличения фарисеев Господь продолжает говорить к ученикам. Кое-что еще ждало разоблачения и осуждения.
Вымышленной историей о нечестном управляющем наш Господь разоблачает нелепые обычаи фарисеев, обесценивавших праведные требования Бога. И все это было направлено на то, чтобы приобрести себе друзей и упрочить собственную систему, что было само по себе абсурдно. На них Господь ссылается в Мк.7:13, говоря: ”и много подобного в этом роде вы делаете”. Продолжая Свою проповедь, наш Господь выявляет и обнажает другие из них. Они совершенно очевидны в истории о богаче и Лазаре. Вот некоторые из них:
1. Присвоение положения и прав, которыми Бог наделил царей в Израиле.
2. Их вторжение в служение священников. Они взяли себе основную работу священников - т.е. учителей - оставив священникам исполнять пустой ритуал.
3. Роскошь и великолепие, в которых они жили; в то время как большинство израильтян переносило большие трудности римской оккупации.
4. Постыдное пренебрежение бедными в Израиле, что было прямым нарушением Божиих предписаний во Втор.15:7-11. Они оправдывали это своими учениями.
5. Грубое обхождение с грешниками в Израиле.
6. Их учение, что после смерти некие ангелы относят хороших в место, названное ими “Грудь Авраама”, а других - в место, где им назначалось “временное наказание” “ в соответствии с поведением и манерами каждого”. Они утверждали, что нищета и голод были Божиим наказанием во время жизни на земле; и если потерпевшие безропотно принимают свое наказание, то им не надо будет платить за эти грехи в будущем. Они утверждали, что богатство было признаком Божией благосклонности, а нищета - доказательством Его гнева. Они утверждали, что если кто-то помогает нищим, то этим он противится Богу.
7. Кастовая система, которую они установили и удерживали в Израиле.
8. Их представление, что Бог будет говорить с ними особым образом, а не так, как Он говорил с простым народом. Они настолько превозносили себя, что отвергали даже самую мысль о том, что Бог может говорить с ними через те же знамения, что Он дал другим. Это видно в их действиях, когда сразу после того, как Господь накормил 4 000 количеством пищи, которого едва хватило бы одному, они стали требовать у Него знамения с небес.
9. Их учение о том, что если человек получил в этой жизни злое, то в грядущей жизни он получит доброе. Это было состряпано богатыми правителями, чтобы держать бедных в подчинении. Это учение о “светлом будущем” (англ. “журавле в небе”) было предназначено для того, чтобы голодные не требовали хлеба здесь и теперь. Фарисеи никогда до конца не следовали своему учению, тогда как Господь показал его в своей сатире.
Это некоторые из учений и обычаев фарисеев. Они проходят через Вавилонский и Иерусалимский Талмуды. Многое из вышесказанного можно найти в истории Иосифа Флавия (13 томов избранных трудом Джона Лайтфута, особенно тома 11 и 12 наилучшим образом представляют верования и учения в Израиле до и во времена Христа). Многое можно увидеть в осуждениях нашего Господа. Все это выставляется, высмеивается и осуждается нашим Господом в истории о богаче и Лазаре.